Ви є тут

Удосконалення технології прискореної доставки вантажів на залізницях України в умовах ринку транспортних послуг

Автор: 
Левицький Ілля Юхимович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U004488
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ СРОКОВ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ШТРАФОВ ЗА ИХ НЕВЫПОЛНЕНИЕ
2.1. Анализ действующей система нормирования и учета сроков доставки грузов на железнодорожном транспорте.
Согласно уставу железных дорог Украины /1/, железные дороги осуществляют перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и почты между станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций.
По договору железнодорожной перевозки груза железная дорога обязана доставить вверенный ей грузоотправителем груз в пункт назначения в установленный срок и выдать его грузополучателю, а отправитель обязан заплатить за перевозку установленную плату. Срок доставки груза и правила исчисления сроков доставки грузов устанавливаются Правилами /2/, исходя из технических возможностей железной дороги.
Расчет срока доставки начинается с 24 часов даты приема груза к перевозке.
Груз считается доставленным вовремя, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги, о чем уведомляется грузополучатель, или если вагон (контейнер) с грузом подан под выгрузку средствами получателя до окончания установленного срока доставки (рис.2.1).
Нормативный срок доставки складывается из нормативов времени на:
- выполнение начально-конечных операций с грузом;
-непосредственно продвижение груза;
-дополнительные операции с грузом.
Норматив времени на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, входящий в нормативный срок доставки, не зависит от категории отправки, места ее погрузки и выгрузки. Не связан он также с нормативами времени на выполнение грузовых и вспомогательных операций на начальной и конечной станциях маршрута. Величина норматива дается в сумме для станции отправления и станции назначения и равна одним суткам. Время доставки грузов, как отмечалось выше, не всегда соответствует понятию "срок доставки", в части начально-конечных операций складывается из времени следующих технологических процессов:
I. На станции отправления: ожидание грузом погрузки после его приема; нахождение груза в подвижном составе за время его загрузки; уборка вагонов с места погрузки; накопление; формирование и отправление поезда.
II. На станции назначения: операции по прибытию груза; расформирование поезда; подача вагонов под выгрузку; нахождение груза в подвижном составе за время его вызгрузки; ожидание погрузки в подвижной состав смежного транспорта или выдачи грузополучателю.
Фактический срок доставки в части начально-конечных операций включает в себя время лишь тех технологических процессов, которые выполняются транспортной организацией.
Норматив времени на производство дополнительных операций с грузом устанавливается, в зависимости от вида этих операций, в случаях: связанных с переправой грузов на судах и паромах, передачей грузов на автотранспорт или транспортно-экспедиционным конторам, а также при переадресовке грузов, при перевозке грузов с перегрузкой из вагона широкой колеи в вагон узкой колеи или обратно. Во всех этих случаях категория отправки не влияет на величину норматива. Для таких категорий отправок, как мелкие и контейнерные, устанавливается отдельный норматив времени на накопление и сортировку. Он равен одним суткам, если расстояние перевозки составляет до 1000 километров и двум суткам, если расстояние перевозки свыше 1000 километров. При задержке грузов для таможенного, ветеринарного досмотра или других административных формальностей нормативный срок доставки увеличивается на все время задержки, о величине которого составляется акт общей формы.
Общее время продвижения грузов складывается из времен выполнения следующих операций:
- следования поезда с грузом по участкам железных дорог;
- расформирование поезда с грузом на участковых и сортировочных станциях;
- операции с транзитными вагонами, проходящими технические станции без переработки.
Устанавливается норматив времени продвижения, исходя из расчета: 1 сутки на каждые полное и неполное количество километров, составляющих норму суточного пробега. Для повагонных отправок эта норма /19/ равна 200, для маршрутных - 320, а для мелких - 150 километров. При перевозке грузов с большой скоростью, суточная норма в зависимости от технологии перевозки составляет 230 - 320 километров. К расчету принимается тарифное расстояние с учетом установленных приказом Министра (или его первого заместителя) кружных направлений.
Началом отсчета срока доставки считается полночь (24 часа) даты приема груза к перевозке, указанного в календарным штемпелем станции на накладной.
Для грузов, выгружаемых средствами грузополучателя, груз считается доставленным в срок, если о его прибытии грузовладелец уведомлен в день прибытия, или не позднее 12 часов следующего дня (на железнодорожном, речном и морском транспорте).на воздушном транспорте груз не считается просроченным, если уведомление произведено в течение 12 часов после окончания нормативного срока доставки.
Как видим, нормирование сроков доставки на железных дорогах страны более гибкое в технологическом отношении, здесь выделяются две разные скорости, категории отправок, существуют отдельно нормативы на начально-конечные и дополнительные операции. Однако на других видах транспорта нормативные сроки и составляющие их нормативы более привязаны к конкретным рейсам, портам, аэропортам, речным бассейнам.
Что касается нормирования времени доставки груза в нашей стране по сравнению с зарубежными железными дорогами, то оно явно проигрывает в гибкости. Как уже говорилось выше, в условиях острой конкурентной борьбы с другими видами транспорта железные дороги многих стран стали уделять большее внимание качеству перевозок, а именно срокам доставки и их выполнению. Подход к срокам доставки дифференцирован /39/, по желанию клиента срок может быть установлен с точностью до минут. Система контроля за соблюдением норматива продвижения в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Канаде базируется на применении ЭВМ. Машинной программой предусмотрены стандартные