глава 2. Исследование особенностей отображения в сознании молодежи содержания
стендовой рекламы с учетом особенностей их личности. 52
2.1. Исходная теоретическая концепция исследования 52
2.2 Выбор и разработка методов. Этапы проведения исследования 54
2.3 Особенности отображения в сознании молодежи содержания стендовой рекламы 71
2.4 Научно-методические рекомендации для психологов и социальных педагогов 168
Выводы ко второй главе 179
Заключение 185
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 189
Приложение 210
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Группа показателей, характеризующих особенности отображения содержания
стендовой рекламы:
П1 – показатель представленности рекламы продуктов питания;
П2 - показатель представленности рекламы табачно-алкогольной продукции;
П3 - показатель представленности рекламы одежды и обуви;
П4 - показатель представленности рекламы бытовой техники;
П5 - показатель представленности рекламы строительства жилья;
П6 - показатель представленности рекламы косметики и парфюмерии;
П7 - показатель представленности рекламы туристических услуг;
П8 - показатель представленности рекламы развлечений и отдыха;
П9 - показатель представленности рекламы мобильной связи;
П10 - показатель представленности рекламы автомобилей;
П11 - показатель представленности рекламы мебели;
П12 - показатель представленности социальной рекламы;
П13 – показатель ранга слогана;
П14 - показатель ранга текста;
П15 - показатель ранга рисунка;
П16 - показатель ранга логотипа;
П17 - показатель относительного времени прочтения слогана;
П18 - показатель относительного времени прочтения текста;
П19 - показатель относительного времени рассмотрения рисунка;
П20 - показатель относительного времени рассмотрения логотипа.
Группа параметров, отражающих особенности мотивационной структуры личности:
П71 –направленность на жизнеобеспечение;
П72 - направленность на комфорт;
П73 - направленность на социальный статус;
П74 – направленность на общение;
П75 – направленность на общую активность;
П76 - направленность на творческую активность;
П77 - направленность на социальную полезность.
Показатели свойств личности:
П78 –шизотимия-аффектотимия;
П79 –интеллект;
П80– невротическая эмоциональность– эмоциональная стабильность;
П81 – покорность-доминантность;
П82 – сдержанность-экспрессивность;
П83 – низкое супер-эго - высокое супер-эго;
П84 – робость-смелость;
П85 – чувствительность;
П86 – доверчивость – подозрительность;
П87 – практичность– мечтательность;
П88 – прямолинейность – дипломатичность;
П89 – гипертимия – гипотимия;
П90 – консерватизм – радикализм;
П91 – привязанность к группе - самодостаточность;
П92 – самоконтроль;
П93 – эго-напряженность;
П94 – тревожность;
П95 – интроверсия – экстраверсия;
П96 – сензитивность – реактивная уравновешенность;
П97 – конформность – независимость.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что юношеский и подростковый период
является довольно сензитивним при восприятии окружающего мира, формировании
определенных личностных особенностей под влиянием разных источников информации
(Д. И. Фельдштейн, И. Д. Бех, Л.И.Божович, Л. С.Выготский, В. А. Алексеев, В.А.
Семиченко и др.)
В условиях современного общества одним из активных информационных каналов
влияния на развивающуюся личность выступает реклама (И. В. Грошев, Ю.Д Бабаева,
А. Е. Войскунский, Е. П. Белинская,
И. В. Куликова, P. Zollo, P.Carton и др.). В связи с этим для возрастной и
педагогической психологии становится актуальным изучение отображения в сознании
молодежи содержания рекламной информации, а также поиск и выделение
особенностей личности, которые создают предпосылки к избирательности в
запоминании той или иной рекламной продукции. Реклама на телевидении и радио
как средство манипулирования сознанием рассматривается как в отечественной, так
и в зарубежной психологической литературе довольно широко (А. А. Бочаров, Э.
Деннис, Д. Меррилл, R.G.Geen, Д. Тодд, S. L. Thomas, A. Huston, D. Anderson, D.
Phillips, L.Carstensen, T. M. Williams, V.C. Strasburger и др.). В то же время,
стендовая наружная реклама в современной психологии в этом плане изучена
фрагментарно (А. Н. Лебедев, Ю. А. Шерковин, А. К. Боковиков и др.).
Телевидение и радио, несмотря на безусловные их преимущества как способов
массовой коммуникации относительно влияния на сознание личности, все-таки имеют
некоторые ограничения в плане видов рекламируемой продукции (в частности, это
табачные и алкогольные изделия). По данным многих исследователей (J. Audrain,
K.P. Tercyak, P.Carton , M. A.Orlandi, L. R. Lieberman, V.C. Strasburger, J.B.
Unger и др.), именно эти виды продукции вызывают особые опасения относительно
отрицательного влияния их рекламы на развивающуюся личность.
Именно поэтому нами была избрана тема диссертационного исследования
«Отображение в сознании молодежи особенностей содержания стендовой рекламы».
Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное
исследование осуществлялось в пределах комплексной темы
“Психолого-педагогическое обеспечение развития и деятельности личности”
(№0194006237) Южного научного Центра АПН Украины (г.Одесса). Автором
исследовалось отображение в сознании молодежи особенностей содержания стендовой
рекламы.
Объектом исследования выступили особенности отображения в сознании рекламы.
Предмет исследования – содержание отображения стендовой рекламы в сознании
молодежи и свойства их личности.
Целью работы мы поставили выявить характер отображения в сознании молодежи
содержания стендовой рекламы во взаимосвязи со свойствами их личности и, исходя
из полученных результатов, разработать научно-методические рекомендации,
нап