РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
КУРСАНТОВ – ПИЛОТОВ ВЕДЕНИЮ РАДИООБМЕНА НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ТРАССАХ В
УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ВРЕМЕНИ
2.1. Теоретические основы обучения будущих пилотов ведению радиообмена в
условиях дефицита времени в период предтренажерной и тренажерной подготовок
В настоящее время на кафедре иностранных языков в Государственной летной
академии Украины общее обучение разговорному английскому языку, англоязычной
авиационной фразеологии и специальному английскому языку включает в себя около
900 часов в течение пяти лет. Обучение ведется согласно утвержденным учебным
программам, созданным на базе основных документов ИКАО (ICAO) 9432 и 4444. При
этом при обучении будущего пилота ведению радиообмена на английском языке
требуется, чтобы он, при получении диплома авиационного специалиста, владел
ними в соответствии с 5-ым уровнем согласно 9-балльной классификации.
Данная классификация включает в себя такие уровни владения разговорным
английским языком, англоязычной авиационной фразеологией, специальным
английским языком:
1-й уровень (начальные знания – Complete Beginner):
аудирование: навыки отсутствуют;
говорение: навыки отсутствуют;
чтение: навыки отсутствуют;
письмо: навыки отсутствуют;
2-й уровень (начальные знания – False Beginner):
аудирование: понимает простой английский язык, который произносится
выразительно;
говорение: может адекватно выразить свою мысль в обычной ситуации относительно
личного опыта;
чтение: понимает фразы о ежедневных ситуациях, которые просто произнесены;
письмо: может кратко описать обыденные ситуации;
3-й уровень (предельные знания – Elementary):
аудирование: может понимать разговор об обыденных явлениях;
говорение: может описать суть любых текстов касательно каждодневной жизни;
чтение: понимает фразы на простом английском о ежедневных темах;
письмо: может просто написать о личном опыте и об обыденных ситуациях;
4-й уровень (предельные знания – первый уровень – Intermediate):
аудирование: понимает суть обычного разговора, который ведется с нормальной
скоростью;
говорение: понимает почти все в текстах на общие темы;
чтение: понимает суть текста о ежедневной жизни;
письмо: может описать на соответствующем языковом уровне свои собственные
мысли;
5-й уровень (предельные знания – второй уровень – Upper Intermediate):
аудирование: понимает почти все сказанное на личную и общую темы;
говорение: понимает почти все в текстах на общие темы;
чтение: понимает почти все в текстах на темы общего интереса;
письмо: может описать правильным английским языком темы, связанные с общими и
личностными вопросами;
6-й уровень (предельные знания – третий уровень – Advanced):
аудирование: как и на 5-ом уровне, но глубже;
говорение: может вести беседы/обсуждения и вводить различные структурные
единицы в канву разговора;
чтение: как и на 5-ом уровне, но тексты более сложной лексики;
письмо: может подробно писать на общие/личностные темы;
7-й уровень (независимый пользователь – Very Advanced):
аудирование: может различать информацию более детально при нормальной скорости
речи;
говорение: как и на 6-ом уровне, но с использованием большого спектра
структурных выражений и с большой точностью;
чтение: способен понимать более сложные тексты, используя разнообразие форм
времени;
письмо: как и на 6-ом уровне, но с повышенной сложностью;
8-й уровень (независимый пользователь – первый уровень – Excellent):
аудирование: может понимать суть натурального английского языка, который можно
услышать по радио или телевидению;
говорение: демонстрирует способность к общению по большему объему тем, чем на
6-ом и 7-ом уровнях;
чтение: начал улавливать более тонкие различия, которые передаются с помощью
сложных грамматических форм;
письмо: как и на 7-ом уровне, но с использованием более сложных грамматических
форм;
9-й уровень (независимый пользователь – второй уровень – Completely
Billingual):
аудирование: может делать все вышеописанное, но с большей точностью;
говорение: демонстрирует способность к полной самостоятельности во всех
ситуациях, чувствует себя свободно в англоязычной стране;
чтение: может различать более сложные выражения, используя различные времена и
структуры;
письмо: может выражать свои идеи и мысли соответствующим стилем и довольно
точно.
Следует отметить, что пилот, владеющий английским языком согласно третьему
уровню должен проходить языковую переатестацию каждый год, при наличии пятого
уровня – каждые три года, а при наличии седьмого уровня – раз в пять лет.
Процесс обучения ведению радиообмена на английском языке пилотами опирается на
такие общие принципы:
взаимооотношения экипажа и получателя информации должны строиться на доверии;
получатель информации должен быть нейтральным по отношению к источнику
информации;
экипаж должен быть убежден, что его сообщение займет свое место в решении
проблемы предупреждения авиационных происшествий и поможет ее решению;
при ведении радиообмена обязателен контакт между пилотом и диспетчером [337, с.
138-139];
Обучение ведению радиообмена в экстремальной ситуации резко меняется, что
связано с:
временем принятия решения, которое по сравнению с нормальными условиями,
сокращается или резко возрастает;
соотношением между точностью и надежностью решений в особых ситуациях, которое
сдвигается в сторону большей надежности;
инерционностью (по сравнению с нормальными условиями процесс принятия решения в
особой ситуации обладает большей инерционностью);
личностными аспектами (в особых ситуациях легче реализуются свои решения, чужие
же реализуются в последнюю очередь, а иногда и вовсе не реализуются);
ситуативностью (в особых ситуациях резко уменьшается «поле правильных решений»,
одновременно
- Київ+380960830922