ГЛАВА 2
ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
В главе приводятся данные исследования гендерных особенностей отдельных
аспектов смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей,
специфика взаимосвязей различных аспектов смысловой сферы личности у юношей и
девушек – несовершеннолетних правонарушителей, дается характеристика гендерных
различий в содержании смысловой сферы личности несовершеннолетних
правонарушителей.
2.1. Общая характеристика программы и методов исследования
Исследование гендерных характеристик смысловой сферы личности
несовершеннолетних правонарушителей проводилось в 2 этапа. На первом этапе
проводилось обследование (тестирование и антекитрование) юношей –
несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в Куряжской
воспитательно-трудовой колонии и девушек – несовершеннолетних
правонарушительниц, находящихся в Мелитопольской воспитательно-трудовой
колонии. На втором этапе проводилась математико-статистическая обработка
полученных данных и интерпретация результатов исследования.
Цель исследования состояла в сравнение содержания и структуры смысловой сферы
личности юношей и девушек - несовершеннолетних правонарушителей для разработки
эффективных привентивных и психокоррекционных программ.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие исследовательские
задачи:
Провести сравнительный анализ гендерных особенностей различных аспектов
смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей для повышения
эффективности психокоррекционных программ на этапах первичной ресоциализации
делинквентных подростков.
Изучить целостную структуру и проанализировать специфику взаимосвязи между
различными аспектами смысловой сферы личности у юношей и девушек –
несовершеннолетних правонарушителей.
Охарактеризовать гендерные особенности субъективного содержания смысловой сферы
личности несовершеннолетних правонарушителей, а именно, субъективное восприятие
подростками конфликтов, качества семейных отношений в родительской семье,
мотивов совершения преступления, отношения к собственному Я, представления
подростков об идеальном мире.
На основе полученных в ходе исследования данных, разработать в гендерном
аспекте рекомендации по психокоррекции смысловой сферы личности
несовершеннолетних правонарушителей.
Специфика исследования определила выбор следующих методов: тестирование,
анкетирование, контент-анализ сочинений, методы статистической обработки
данных.
Для решения задач исследования были использованы как традиционные, так и
специально разработанные методики.
Первую группу составили опросники, позволяющие оценить сформированность
различных аспектов смысловой сферы личности несовершеннолетних
правонарушителей, что обеспечивало возможность объективного статистического
сравнения как уровня развития отдельных компонентов, так и целостной структуры
смысловой сферы личности юношей и девушек.
1) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста
“Цель в жизни”), позволяющий оценить наличие или отсутствие смысла жизни у
испытуемых [78].
Шкалы теста рассматриваются как составляющие смысла жизни личности. При этом
они разбиваются на 2 группы.
В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни,
насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Эти три категории
соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим), и результатом (прошлым).
Вторую группу составляю шкалы, характеризующие внутренний локус контроля, с
которым осмысленность жизни тесно связана, причем одна из них (локус контроля -
жизнь) характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль
возможен, а вторая (локус контроля – Я) – отражает веру в собственную
способность осуществлять такой контроль.
2) Психологическая автобиография, направленная на выявление особенностей
внутренней картины жизненного пути [66].
Внутренняя картина жизненного пути представляет собой целостный образ
человеческого бытия. Это восприятие, переживание и оценка человеком собственной
жизни и, в конечном счете, отношение к ней.
Данная методика позволяет оценить жизненное значение для субъекта объективных
обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, т.е. личностный смысл тех
или иных жизненных событий. Значимость жизненных событий определяется по
“весу”, которым наделяет испытуемый то или иное событие.
Согласно методике выделяются двенадцать видов жизненных событий. Это события,
связанные с родительской семьей, браком, детьми, изменением места жительства,
здоровьем, собственной личностью (Я), обществом, межличностными отношениями,
материальным положением, учебой, работой, природой. В связи с особенностями
выборки было выделено также событие “преступление”. Кроме того, испытуемым
предлагалось также отметить, относится ли событие к будущему или прошлому,
оценить каждое событие как грустное или радостное.
3) Опросник SSS (Sensation Seeking Scale), предназначенный для оценки
стремления субъекта к стимуляции [65].
Опросник включает 4 шкалы: TAS – поиск острых ощущений, BS – непереносимость
однообразия, ES – поиск новых впечатлений, UA – неадаптивное стремление к
трудностям.
Вторую группу составили методики, направленные на исследование содержательных
аспектов смысловой сферы личности юношей и девушек – несовершеннолетних
правонарушителей:
1) Была разработана анкета, направленная на изучение субъективного восприятия
подростками собственного Я, конфликтов, качества семейных отношений в
- Київ+380960830922