Ви є тут

Психологічні особливості емоційності підлітків та стилі сімейного виховання

Автор: 
Кошлань Ірина Григорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U002304
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ И
СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Общее описание процедуры исследования эмоциональности подростков и стилей
семейного воспитания: цель, задачи, этапы
Данное исследование является частью комплексного изучения эмоциональности. Как
уже отмечалось, О.П.Санниковой был осуществлен системный анализ эмоциональности
как свойства личности. В данной работе эмоциональность исследуется на
формально-динамическом и качественном уровнях, т.е. рассматривается как
свойство темперамента. Наше исследование является не только логическим
продолжением и развитием идей О.П.Санниковой, но и попыткой
теоретико–эмпирического изучения особенностей эмоциональности подростка и
стилей семейного воспитания. В связи с этим, эмпирическое исследование
направлено, во–первых, на изучение качественных характеристик эмоциональности
(модальности эмоций) подростков и их родителей, в частности, на изучение
характера соотношения между показателями эмоциональности подростков и отдельно
отцов и матерей, а также на выявление типов эмоциональности членов семьи.
Во–вторых, на установление индивидуальных различий по эмоциональности у
подростков, проявляющихся в специфическом «наборе» свойств личности (по
Р.Кеттеллу) и акцентуированных чертах характера. В–третьих, и это главное в
нашем исследовании, - на изучение особенности стиля семейного воспитания в
семьях подростков – представителей разных типов эмоциональности.
Указанные задачи определили следующие этапы эмпирического исследования:
1) разработка и адаптация психодиагностического инструментария: отбор
традиционных психодиагностических методик, направленных на диагностику
изучаемых феноменов; создание оригинальной методики, диагностирующей
эмоциональность подростков и их родителей;
2) диагностика эмоциональности подростков и их родителей, свойств личности
подростков (по Р.Кеттеллу) и акцентуаций характера, определение стилей
семейного воспитания;
3) математико–статистическая обработка полученных данных с целью поиска
взаимосвязей между изучаемыми явлениями;
4) качественный анализ данных, который заключался в определении типов
эмоциональности подростков и их родителей; выявлении психологических
особенностей подростков - представителей разных типов эмоциональности,
акцентуаций характера у них; исследовании особенностей стиля семейного
воспитания в семьях подростков, различающихся по эмоциональности.
Для решения поставленных задач, прежде всего, была разработана система методов
и процедур получения данных. Психодиагностический комплекс составили как
традиционные стандартизированные психодиагностические методики, так и авторская
методика. Конкретно использовались: четырехмодальностный тест–опросник
эмоциональности [241], 16–факторный личностный опросник Р.Кеттелла (формы А и
Б) [231], Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
(А.Е.Личко с соавт.) [84], опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса [304], рисуночная проективная методика «Семейная
социограмма», [304] оригинальный «Ситуационный тест-опросник эмоциональности
семьи» [240].
Обработка полученных данных осуществлялась при помощи количественного
(корреляционного) и качественного (методы «асов» и «профилей») анализов.
Выборка стандартизации составила 159 семей.
Основная выборка – 189 семей, из них: 105 подростков15-16 лет и их родители и
84 подростка 17-18 лет и их родители. Всего 189 подростков, 188 матерей, и 152
отца. Как известно, в соответствии с международной классификацией подростковый
возраст разделяется на три периода:11–13 лет - негативная фаза, 14–18 лет
переходный этап (собственно кризис) и 19–21 позитивная фаза. Наша выборка
ориентирована на вторую фазу подросткового возраста, фазу перехода (Ш.Бюлер,
M.T.Haslam, Л.Вассерман, Э.Гейл, И.А.Горьковая, В.А.Гурьева и др.) [42, 46, 67
и др.].
Исследование проводилось на базе Одесского педагогического колледжа
Южно-Украинского государственного педагогического университета им.
К.Д.Ушинского. В исследовании приняли участие семьи студентов и преподавателей
названных учебных заведений.
Формируя нашу выборку, мы исходили из необходимости привлечь к исследованию
типичные украинские семьи, имеющие детей – подростков интересующего нас
возраста. В Украине типичной является нуклеарная семья с небольшим количеством
детей (51,2 % - с одним ребенком), с профессионально занятыми родителями,
которые поддерживают преимущественно деловые контакты с родственниками.
Большинство семей имеет небольшие реальные доходы, характеризуется средним
профессиональным статусом родителей [32]. Кроме того, важно было включить как
городские, так и сельские семьи. Такую выборку возможно было сформировать на
базе педагогического колледжа. Естественно, что выборку составили
преимущественно семьи с подростками – девушками, поскольку именно они
составляют основной контингент данного учебного заведения. Кроме того, к
исследованию привлекались только семьи – «добровольцы», что также обусловило
именно такой состав выборки, так как известно, что как мужчины, так и мальчики
неохотно принимают участие в психологических исследованиях. Важно также то, что
в проведении нашего исследования приняли участие как полные семьи (151 семья),
так и неполные (38 семей). Кроме нуклеарных семей (семья, которая состоит из
двух поколений – родителей и детей), в выборку вошли и расширенные семьи (семьи
из трех и более поколений). В зависимости от конкретных задач исследования
анализировал