Ви є тут

Методика вдосконалення просторових здібностей льотного складу

Автор: 
Суркова Катерина Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U002352
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ЛЕТНОГО СОСТАВА
2.1. Теоретические посылки конструирования методики совершенствования
пространственных способностей летного состава
Сфера высшего образования и сфера научных исследований является фундаментом
развитого общества, базирующегося на знаниях. Реформирование системы высшего
образования предполагает качественные преобразования в содержании подготовки
специалистов, повышение престижности документа о высшем образовании, полученном
в украинском высшем учебном заведении, признание его в мировом сообществе.
Образование должно стать главной составляющей общечеловеческих ценностей и
основной стратегической задачей реформирования является развитие национальной
системы образования, формирование творческой личности, обеспечение
приоритетности развития человека.
Современные теории обучения в высшей школе требуют распространения системного
подхода (о котором говорилось в разделе 1) к построению, организации,
функционированию и управлению учебным процессом в целом, требуют использования
системности как меры эффективности и надежности процесса обучения
[6,7,11,17,21, 48,61,62,91,107,152]. Учебный процесс - это система в составе
подсистем, компонентов и элементов. Все ведущие компоненты при оптимальном
функционировании находятся в равновесии на основе правила равновесного
соответствия, заключающегося в том, что всякое изменение в содержании, форме,
действии любого ведущего компонента системы учебного процесса вызывает
необходимость функционального и содержательного изменения всех остальных
ведущих компонентов системы [11].
Системный подход, являясь методологической основой, по отношению к
профессиональной подготовке должен иметь свою специфику. С точки зрения
профессиональной авиационной педагогики, наиболее значимы функциональный и
структурный аспекты системного подхода [91].
Структурный аспект рассматривает в основном существование элементов и их
порядок в системе. Системно-структурный подход может быть использован при
конструировании моделей профессиональной подготовки: определении и ранжировании
средств подготовки летного состава и определении их порядка. Но такая “голая”
структура не удовлетворяет педагогику профессиональной подготовки, так как
наиболее полное представление о системе профессиональной подготовки можно
получить, применив системно-функциональный подход.
Функциональный аспект системного подхода позволяет определить организованность
системы с целью наилучшего выполнения функций в интересах сохранения системы.
Функциональный подход отражает взаимосвязь системы с окружающей средой,
раскрывая процессы обратной связи, регуляции и управления. Каждый элемент
системы, с точки зрения функционального аспекта системного подхода, выполняет
определенную, специфическую, только для данного элемента определенную функцию,
которую не может выполнить другой элемент системы. Поэтому в такую систему
может быть включен такой элемент и такое количество элементов, которое
достаточно для функционирования системы в соответствии с заложенной
программой.
При нормальных условиях деятельности системы “экипаж - воздушное судно - среда”
достаточно обычной подготовки специалистов-пилотов. Но для обеспечения надежной
работы экипажа в особых ситуациях полета при наличии прочных знаний, навыков и
умений по эксплуатации воздушного судна необходимы высокая эмоционально-волевая
устойчивость и адаптационные механизмы к экстремальным факторам полета. В таких
ситуациях недостаточно обычной подготовки, необходим особый вид подготовки
летного состава с помощью методов альтернативно-поисковой деятельности.
Профессиональная деятельность пилота в особых ситуациях, не предусмотренных
регламентирующими документами и инструкциями, обеспечивается знаниями, навыками
и умениями, адаптационными механизмами к экстремальным факторам полета,
эмоционально-волевой устойчивостью, высоким развитием
поисково-исследовательских компонентов деятельности и способностью
корректировать принятие и реализацию решения в зависимости от сложившейся
ситуации.
Большое значение в системе методов формирования профессиональной надежности
занимают методы проблемного обучения (о которых упоминалось в первом разделе),
позволяющие творческое усвоение знаний и способов деятельности, привносящие в
обучение оригинальность, умение отказаться от стереотипов деятельности.
Репродуктивное обучение предполагает подачу готовых фактов, доказательств,
определенных понятий. Акцентируется внимание на главном для более прочного
усвоения. Недостаток такого обучения состоит в том, что не обеспечивается в
должной мере развитие гибкости и самостоятельности мышления. А именно
творческое, гибкое, самостоятельное мышление особенно важно в профессиональной
летной деятельности.
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин [139] усматривают своеобразие проблемного обучения в
том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска
доказательств решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся
самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом
творческой деятельности.
Польский ученый В. Оконь [110] подразумевает под проблемным обучением
совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций,
формулирование проблем (постепенно к этому приобщаются сами ученики), оказание
ученикам необходимой помощи в решении проблемы, проверка этих решений,
руководство процессом систематизации и закрепление приобретенных знаний.
Теория