ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
В литературе последних десятилетий неоднократно отмечалось, что одной из характерных черт современного этапа развития языкознания вообще, и интонологии в частности, является поиск наиболее адекватных и эффективных методов экспериментального изучения просодических параметров и интерпретации полученных результатов, т.к. даже детальное и тщательное описание элементов не дает целостного представления об изучаемом объекте. Важность системного метода в лингвистическом анализе заключается в том, что благодаря ему стало возможным глубже проникнуть во внутренние закономерности строения языка и речи, осветить подлинные соотношения элементов в общей языковой системе, а также найти объяснение ряду внешних явлений и процессов, связанных с использованием языковых средств в общении.
В основу методики изучения просодических особенностей аргументативных ДЕ, реализующих функцию убеждения в данной работе, как и в большинстве украинских и российских трудов по экспериментальной фонетике, был положен комплексный метод экспериментально-фонетического изучения интонации, разработанный Л.К.Цеплитисом, В.А.Васильевым, Л.В.Златоустовой, А.И.Багмут, Т.А.Бровченко, В.Г.Волошиным.
Комплексный метод исследования аргументативных ДЕ, примененный в данной работе, включал:
1. Метод теоретического анализа, заключающийся в (1) анализе теоретической литературы, относящейся к проблематике исследования; (2) отборе материала исследования и его классификации; (3) лингвистической интерпретации данных, полученных в результате использования инструментальных методов.
2. Метод научного наблюдения, связанный с перцептивным анализом, применяемым для определения особенностей восприятия объектов исследования.
3. Метод инструментального (электроакустического) анализа,
который включает в себя интонографический, осциллографический виды анализа. Методы научного наблюдения и инструментального анализа возможно объединить в один как метод фонетического анализа, состоящего из перцептивного и акустического (инструментального) видов анализа. Такой подход представляется оправданным для понимания метода фонетического исследования как комплексного.
4. Статистический метод, заключающийся в математической
обработке и анализе данных, полученных в результате слухового и электроакустического видов анализа.
Все методы могут быть рассмотрены с точки зрения их объективности / субъективности. К субъективным методам относится перцептивный анализ, к объективным - электроакустический анализ.
Основные этапы проведения лингвистического исследования представлены в виде комплексного метода, разработанного в лаборатории экспериментальной фонетики (ЛЭФ) ОНУ им. И.И.Мечникова [54, 36]. Схема проведения лингвистического анализа приведена на рис.2.1.
Применение данного комплексного метода позволило организовать настоящее исследование следующим образом. Аргументативные ДЕ, реализующие функцию убеждения послужили объектом лингвистического исследования, целью которого являлось описание и функционирование просодических параметров убеждающих фраз в разных типах общения.
Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил выделить из общей массы данных единиц, мало исследованную в теоретическом и практическом плане языковую единицу
да нет
дедуктивные
рассуждения
индуктивные рассуждения
Рис.2.1. Этапы проведения лингвистического исследования.
(аргументативное ДЕ), что определяет актуальность проведения исследования.
Важным этапом в подготовке фонетического исследования стал отбор экспериментального материала, который был отобран из художественных произведений английских авторов ХIХ-ХХ веков и составил 368 аргументативных ДЕ, передающих функцию убеждения.
Выделенные методом наблюдения аргументативные ДЕ, реализующие функцию убеждения, были подвергнуты перцептивному и электроакустическому анализу с целью получения ряда данных, необходимых для проверки выдвинутой гипотезы. Последующая лингвистическая интерпретация результатов исследования привела к выявлению общих и различительных признаков описания объекта исследования, а статистический анализ всего корпуса аргументативных ДЕ позволил представить описываемые явления как закономерные и характерные для данного исследования.
2.2. Материал исследования
Материалом исследования послужили аргументативные диалогические единства, реализующие функцию убеждения (включающие реплику-стимул и реплику-реакцию), которые методом сплошной выборки были отобраны из 20 английских художественных произведений. Общее количество отобранного материала составило 368 аргументативных ДЕ.
На основании предложенных выше принципов классификации экспериментального материала (см. Гл. 1.3), из общей массы анализируемого материала были выделены следующие типы аргументативных ДЕ:
1) кооперативные ДЕ - общее количество которых составило 196 случаев, включающие 1353 фразы; из них в реплику-стимул вошли 708 фраз (230 начальных, 248 убеждающих и 230 конечных фраз), а в реплику-реакцию - 645 фраз (221 начальных, 212 убеждающих и 212 конечных фраз);
2) координирующие ДЕ - общее количество которых составило 108 случаев, состоящие из 1304 фраз; в реплику-стимул вошли 674 фразы (220 начальных, 234 убеждающих и 220 конечных фраз), а в реплику-реакцию - 630 фраз (207 начальных, 216 убеждающих и 207 конечных фраз);
3) эристические ДЕ - общее количество которых составило 64 случая, состоящие из 58