Ви є тут

Механізм формування гнучких організаційних структур управління підприємствами

Автор: 
Єгорова Олена Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U003073
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА
ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

2.1 МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ
ЦЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

В настоящее время установление целей для предприятия или его отдельных подразделений обычно не рассматривается как проблема, однако потребность в объективном определении целей становится все более актуальной задачей для современных предприятий, поскольку управление всегда направлено на их достижение.
Если ставится задача совершенствования организационной структуры управления предприятием не уточнив ее целей, то появляется риск предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов.
Цель - это желаемое состояние предприятия в будущем. В управлении необходимо оценить каждую функцию и вид деятельности внутри предприятия, исходя из их вклада в достижение целей предприятия. Цели формируют критерии для оценки целесообразности предлагаемых управленческих действий, устанавливают стандарты для оценки достигаемой эффективности и дают общий ориентир для деятельности предприятия в целом.
Цели относятся к будущему; иногда это ближайшая перспектива, но как правило, их можно точно определить с помощью показателей времени и количества, поэтому они часто называются "непосредственными". Такие цели должны увязываться с более долгосрочными целями, намечаемыми на период от одного до пяти лет. Последние в свою очередь должны быть согласованы с еще более долгосрочными целями, скажем на период от 5 до 20 лет. Все они должны быть согласованы друг с другом для устранения конфликта между краткосрочными и долгосрочными целями.
Цели основаны на гипотезах развития в будущем. Поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, отсюда более в общей форме формулируются цели.
Предприятие не в состоянии дать исчерпывающего перечня своих целей. Это связано с тем, что они могут быть только естественными, то есть разделяемыми всеми работниками предприятия. В этом случае управленческие действия будут согласованными без специальной договоренности об их целях. Однако есть преимущества и в формальном установлении целей. А именно:
- если цели не сформулированы или непонятны, имеется опасность
совершения управленческих действий, не соответствующих целям. Формализация целей побуждает к их обсуждению внутри предприятия, что уменьшает риск непонимания или неполного понимания;
- если цели четко определены, то возможные конфликты между
ними могут быть с большей вероятностью обнаружены и устранены в процессе их согласования;
- точное определение критериев оценки деятельности предприятия в
целом необходимо во всех случаях, разве, что за исключением случая, когда формальное их объявление делается для "пропаганды", скрывающей истинные цели.
В рыночных условиях хозяйствования основной целью предприятия является получение устойчивой прибыли. В этой связи социальные цели, например, уровень благосостояния ее работников, не вытекают непосредственно из мотива прибыли, но обычно соответствуют определенному диапазону ее уровня. Подобным же образом отдельные предприятия должны учитывать общенациональные приоритеты и уровень благосостояния общества, которые могут выступать как ограничительные факторы.
Однако высшие руководители редко объясняют низкий уровень прибыли ссылкой на приоритет других целей, за исключением случаев, когда эти другие цели им навязаны. .
В любом случае рост прибыли для большинства предприятий представляет основной смысл их деятельности.
Для того чтобы выполнять единственную функцию - обеспечение прибыли предприятия - создаются специальные подразделения, разрабатываются методы снижения затрат и роста прибыли. Поэтому прибыль остается главной целью, даже если руководство предприятия рассматривает ее просто как одну из целей.
Каждое управленческое действие должно быть нацелено на решение проблемы. Правильным решением проблемы считается решение, которое дает максимум для достижения определенных целей. Не определив цели, нельзя сформулировать проблему, а без нее нет необходимости в решениях. Тот факт, что деятельность руководителя предприятия заключается в принятии решений, означает, что управляющие всегда имеют свои внутренние цели, если они не установлены более высокой инстанцией.
Цели, которых мы пытаемся достигнуть, слишком часто бывают недостаточно осознаны. Установление неверных целей означает решение неправильно сформулированных проблем, что может привести к большему расточительству ресурсов, чем неэффективное решение правильно сформулированной проблемы.
Если рассматривать проблему определения целей как утверждение, что управленческое решение есть выбор из нескольких альтернатив и выбранное управленческое решение должно более всех других соответствовать установленным целям, то при такой постановке проблемы определения целей возникают следующие осложнения, а именно:
- при условии, что если цели служат промежуточными ориентирами,
обеспечивающими достижение целей более высокого уровня и при этом формируется непрерывная цепь целей и средств их достижения, то цепь целей считается разорванной, если цели одного уровня не согласуются с целями следующего уровня, такая несогласованность равносильна тому, что какая-то часть предприятия идет особым путем. Однако эту опасность не нужно преувеличивать. Каждый работник предприятия осознает, что прибыльность - необходимое условие его выживания, и это само по себе служит известным ориентиром;
- при условии, что если цели являются промежуточными
ориентирами и при этом цели нижнего уровня никогда не абсолютизируются, то могут быть найдены равно эффективные альтернативные цели. При этом отношение к целям нижнего уровня может привести к неадекватной оценке способов достижения конечной цели;
- при условии, что если це