РАЗДЕЛ 2. Наследие В.А. Сухомлинского в образовательном пространстве КНР2.1.Творчество В. А. Сухомлинского в контексте педагогической мысли Китая..............................................................................................
602.2.Реформирование педагогической науки и школы в КНР и педагогическое наследие В.А. Сухомлинского ....................................
912.3. Развитие идей В.А. Сухомлинского в практике современной китайской школы .....................................................................................
113Выводы ко второму разделу....................................................................149ОБЩИЕ ВЫВОДЫ...................................................................................153СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................158
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные мировые тенденции - переход к новому информационному этапу научно-технического прогресса, ускорение внедрения социально-политических и экономико-технологических инноваций ставят перед человеком особые требования к качеству его интеллектуальных умений, профессиональных навыков и коммуникативных способностей. Современное общество предъявляет к человеку повышенные требования к его социальной и профессиональной мобильности. Как следствие, изменились требования в первую очередь к качеству и уровню образованности людей, а также к личности в целом, к ее интеллектуальным, морально-волевым и психо-эмоциональным проявлениям. Данное обстоятельство, в свою очередь, обострило интерес научной общественности к целям и ценностям образования, их методологическому и теоретическому обоснованию.
Сегодня, в центре образовательного процесса находится личность с ее своеобразным внутренним миром, потребностями, интересами, чувствами. Формируется такая личность через гуманизацию и демократизацию учебно-воспитательного процесса школы, что требует изменения подходов к образованию, внедрения новых педагогических технологий, поиска наиболее оптимальных концептуальных подходов к развитию педагогической науки. В условиях формирования глобального образовательного пространства эти процессы обуславливают постоянный рост научного и практического интереса к изучению опыта других стран.
Для решения этих проблем развитые страны Европы и северной Америки, а также страны, вышедшие в лидеры мирового прогресса относительно недавно, обращаются к различным педагогическим концепциям и технологиям, которые бы помогли сформировать новое поколение, готовое успешно отвечать на вызовы современности. В этих поисках происходят открытия наследий отдельных педагогов, таких как Джон Дьюи, Паулу Фрейере, Селестен Френе, В. Сухомлинский и новое осмысление отдельных сторон их педагогического творчества.
В Китайской Народной Республике, стране бурно развивающейся экономики, также происходят процессы активного изучения, обобщения и адаптации различных социальных и культурологических идей и концепций. Особые изменения происходят в системе образования Китая, которая в последние 20 лет переживает процесс совершенствования и реформирования. В этой связи особую актуальность приобретает опыт распространения и развития в образовательном пространстве КНР личностно-ориентированной педагогики Василия Александровича Сухомлинского (1918 - 1970) - подвижника гуманистической педагогики, в творчестве которого сосредоточились узловые точки мирового педагогического процесса ХХ ст., отразились ведущие тенденции и основные альтернативы современного образования. Анализ исследований творчества украинского педагога в Китае, опыта адаптации его педагогических идей и их развитие в качественно иной среде дает украинской педагогике возможность по-новому оценить устоявшиеся представления о насущных образовательных проблемах, по-новому посмотреть на наследие В. А. Сухомлинского и таким образом обогатить украинскую педагогику новыми идеями.
Творческое наследие украинского педагога привлекает и будет привлекать к себе внимание еще не одного поколения педагогов, психологов, философов. Идеи гуманистической педагогики В. Сухомлинского были проанализированы в научных трудах исследователей разных стран: М.Богуславського, И. Буевой, И. Валеевой, Г. Волкова, М. Мухина, В. Рындак (Россия); В. Витки, М. Дмитриева (Белорусь), А. Борисовського (Киргизстан); Р. Атаяна (Армения); Э. Гартманн, Г. Веттшдадта, Ю. Полцина, Р. Штайник (Германия); Х. Франгоса, М. Цианзи (Греция), А. Кокерилля (Австралия), А. Суйямы (Япония), Би Шуджи, Ван Игао, Чжан Ченя, У Чень, Вэй Шушеня, Сяо Су (Китай); С. Лакшина, М. Библюка (Польша); Л. Милкова, С. Тодорова (Болгария); Девида Вайса (США), А. Петрикаша (Венгрия), И. Трайера (Чехия), М. Антонца, Л. Бондарь, И. Зязюна, Г. Калмыкова, В. Кузя, О. Петренко, А. Розенберга, А. Савченко, М. Сметанского, О. Сухомлинской, В. Хайрулиной, Н. Ярмаченко ( Украина).
Некоторые аспекты развития идей В. Сухомлинского в разных странах мира раскрыты в исследованиях Н. Дичек, М. Красовицкого, А. Савченко и др.
Сравнительному анализу отдельных аспектов влияния советской педагогики на развитие китайской школы посвятила свое диссертационное исследование "Реформирование системы общего среднего образования в КНР" (2001) Уюнтэна.
Причины распространения педагогического наследия В. Сухомлинского в КНР раскрыты в работах известных китайских педагогов Ван Игао и Чжу Сяомань.
Однако, как показал анализ источников, комплексное распространение педагогического наследия В. А. Сухомлинского и развитие его педагогических идей в КНР еще не изучалось. Исходя из высокой степени популярности наследия В. Сухомлинского в современной КНР, его творческом применении китайскими учителями нами была избрана тема диссертационного исследования "Творческое использование наследия В. А. Сухомлинского в КНР".
Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное исследование выполнено в соответ