ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ
2.1. Анализ содержания и структуры задач управления высшим учебным заведением
Анализ структуры задач управления входит в число основных мероприятий
исследования функционирования ВУЗа при разработке его автоматизированной
системы управления. На основе этого анализа определяется целесообразный уровень
автоматизации управления ВУЗом, структура подсистем АСУ ВУЗ.
Определение структуры задач управления ВУЗом в настоящее время является
проблемой, неоднозначно решаемой различными исследователями. В большинстве
литературных источников, посвященных этому вопросу, например, в [91,92,113]
приводятся не полностью совпадающие перечни задач управления ВУЗом,
соотносящиеся с тем или иным функциональным комплексом. При этом механизм
выделения перечисляемых задач, подсистем, функциональных комплексов, как
правило, не раскрывается.
Такое положение приводит к неоднородности функциональных структур,
разрабатываемых АСУ ВУЗ одного профиля. Поэтому в целях анализа функциональных
задач ВУЗов, необходимо построить их полную функциональную структуру,
объединяющую функциональные структуры отдельных ВУЗов в виде своих
подмножеств. Решение этой задачи целесообразно проводить в такой
последовательности: определение структуры управления ВУЗом в виде "дерева
целей" – построение функциональной структуры ВУЗа – анализ характеристик
функциональных задач. Такой подход к выделению задач управления ВУЗом
безотносительно к его организационной структуре позволит рассмотреть структуру
задач на основе анализа объективных целей функционирования ВУЗа, определить на
этой основе общие для ВУЗов одного профиля задачи, их единое содержание,
толкование и место в функциональной структуре.
Так как при определении организационной структуры ВУЗа необходимо оптимально
покрыть дерево целей ВУЗа [111,118], то есть структуру задач управления ВУЗом в
условиях АСУ нужно привязывать не к существующей структуре подразделений, а к
структуре целей его функционирования.
Систему целей организации принято изображать в виде иерархической структуры -
дерева целей [35,37]. Глобальная цель в этой структуре выражается через
совокупность более простых подцелей методом декомпозиции. При этом должны
соблюдаться следующие основные принципы, следование которым обеспечит
построение конечной, иерархичной, минимально избыточной, исчерпывающей и в то
же время максимально простой структуры целей [20,32,79,82]:
* принцип полноты (достижение совокупности возникающих при декомпозиции
подцелей должно быть условием для реализации декомпозируемой цели);
* принцип суперпозиции подцелей. Необходимо стремиться, что бы при декомпозиции
подцели одного уровня были относительно независимы. Декомпозируемая цель должна
быть аддитивной суммой подцелей;
* принцип конечности декомпозиции. Декомпозиция прекращается при достижении
элементарного уровня. Уровень является элементарным, если формулировка целей
на этом уровне позволяет специалистам достаточной компетенции приступить к
действиям по достижению поставленных целей без дальнейших пояснений.
Цель управляющей системы включает следующее:
* обеспечение качества подготовки специалистов с высшим образованием;
* организация эффективной подготовки научно-педагогических
кадров;
* достижение высокой эффективности научно-исследовательской работы;
Управляемая система преследует эти же цели и, кроме того, инициирует следующие:
* эффективное использование трудовых ресурсов;
* эффективное использование материальных ресурсов;
* эффективное использование финансовых ресурсов;
* организация информационного обслуживания всех звеньев управления ВУЗом.
Внешняя среда (предприятия, организации, каким-либо образом связанные с ВУЗом
кроме отношений подчинения) формируют те же цели, что и управляющая система и,
кроме того, определяют необходимость эффективной организации повышения
квалификации специалистов с высшим образованием, занятых в соответствующих
отраслях народного хозяйства, и распространение научных, политических и других
знаний среди работников предприятий и организаций. Выбранные основания
декомпозиции позволили автору построить полное дерево целей ВУЗа (приложение
A). В основе его построения лежит стремление учесть все возможные цели,
встречающиеся в практике функционирования ВУЗов. Дерево целей любого
конкретного ВУЗа является подграфом данного дерева.
Цели 4-го и 5-го уровней трансформируются в функции управления. В общем виде
функция системы есть ее свойство в динамике, приводящее к достижению цели
[93,94]. Элементарные функции системы называют функциональными задачами. В
[25,29,33,39] содержание функциональной задачи связывают с получением
определенного результатного (выходного) документа. Представляется возможным
уточнить это определение за счет отражения в нем значимости решения
функциональной задачи для управления. Функциональная задача для управления
является простейшим элементом функциональной структуры ВУЗа и направлена на
реализацию определенной элементарной цели, регламентированной во времени и
выполняемой конкретным исполнителем.
2.2. Основные концепции построения функциональной структуры ВУЗа
Проведем анализ особенностей выделенных функциональных задач, рассмотрим
сложившийся уровень автоматизации задач управления и определим возможный
уровень автоматизации управления ВУЗом.
Управление ВУЗом, несмотря на достигнутые успехи в развитии АСУ ВУЗ, все еще
остается в основном творческим процессом. Это положение связано с особенностями
функционирования ВУЗа, его основного процесса - процесса обучени
- Київ+380960830922