Ви є тут

Ергономічні принципи формування архітектурного середовища реабілітаційних центрів

Автор: 
Родик Яніна Сергіївна;
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U001997
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РЕАБИЛИТАЦИЮ
ИНВАЛИДОВ
Оптимизация формирования архитектурной среды центров реабилитации инвалидов с
прогнозом на продолжительную предстоящую жизнь, невозможна без учета
эргономических особенностей и социально-функциональных требований реабилитантов
и рекомендаций специалистов, прежде всего медиков, обосновывающих требования к
среде жизнедеятельности инвалидов, современными концепциями в области
реабилитационных технологий.
2.1. Организация процесса реабилитации
Реабилитация — это сложный, продолжительный процесс многоплановых
восстановительных мероприятий. «Она начинается после встрой фазы заболева­ния
или травмы и продолжается до тех пор, пока не достигнуто максимально воз­можное
восстановление нарушенных физических, интеллектуальных и психичес­ких функций,
и не происходит социальная и профессиональная реинтеграция по­страдавшего» [66,
с.2]. Система реабилитации инвалидов представляет собой со­вокупность [67]:
- реабилитационных программ и государственных реабилитационных стандар­тов;
- реабилитационных учреждений различных организационных форм, видов и типов,
реализующих реабилитационные программы;
-органов управления и подведомственных им структур, занимающихся реаби­литацией
инвалидов.
«Многообразие методов и организационных форм решения задач реабили­тации
зависит от тесного переплетения биологических, социальных и психологи­ческих
элементов, характеризующих структуру отношений личности и общества» [68, с.6].
В процессе реабилитации выделяются ключевые позиции (этапы, аспек­ты) и
существует ряд классификаций. Многие авторы (И.Н.Ефимов, А.М.Лукья­ненко,
К.Ренкер, М.А.Роговой, А.Ф.Серенко, Г.С. Юмашев, О.Н. Щепетова и др.) [26, 27,
29. 49, 58, 61, 62] рассматривают реабилитацию, как целостный комплекс
мероприятий и выделяют следующие основные организационные этапы:
- медицинский (медико-восстановительный, функциональный);
- профессиональный (педагогический, трудовой, производственный);
- социальный (социально-психологический, бытовой, юридический и др.)
Другие авторы (Шхвацабая И.К., Аронов Д.М., Зайцев В.П.) [4, 61] считают, «что
если реабилитацию понимать как комплекс различных мероприятий, то все, что
внутри этого комплекса правильнее называть аспектами» [61, с.8]. По мнению этих
авторов выделены следующие аспекты и их определения:
- медицинский аспект, включающий лечебно-профилактические,
лечебно-диаг­ностические и лечебные вопросы;
- физический аспект, охватывающий вопросы, относящиеся к применению
«фи­зических факторов» (физиотерапия, лечебная физкультура, механо-, и
трудо-тера­пия и др.);
- психологический аспект, предусматривающий ускорение процесса психологи­ческой
адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика
и лечение развивающихся патологических психических изменений;
- профессиональный аспект, включающий обучение, получение профессии,
пе­реквалификацию;
- социальный аспект, охватывающий вопросы влияния социальных факторов на
развитие и последующее течение болезни и эффективность реабилитационных
мероприятий, социального обеспечения трудового, пенсионного законодательст­ва,
взаимоотношения больного и семьи, общества;
- экономический аспект, предусматривающий изучение экономических затрат и
ожидаемого экономического эффекта при различных способах, формах и методах
реабилитации.
Ряд авторов (Дементьева Н.Ф., Зборовский Э.И., Кучеренко В.З., Потехина М.В.,
Ренкер К., Щепетова О.Н., Юмашев Г.С. и др.) [37, 49, 62, 69, 70, 71]
ука­зывает, что для успешной реабилитации необходимо соблюдение следующих
ус­ловий:
- раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны дополнять и
обогащать лечебный процесс. На 1-м Всемирном Конгрессе по нейро-реабилита­ции
(Ньюкастл, 1996) отмечалось: «Если реабилитационные мероприятия не на­чинаются
в ранние сроки, то имеется высокий риск развития вторичных пора­жений и ранних
осложнений. Раннее подключение физиотерапии и эрготерапии, переобучение с
освоением больными приемов деятельности в повседневной жиз­ни, психологический
тренинг ускоряют процесс восстановления» [72, с.3];
- непрерывность реабилитации;
- комплексный характер реабилитационных мероприятий. В реабилитации ин­валида
должны принимать участие не только медицинские работники, но и другие
специалисты (социолог, психолог, педагог, юрист и др.);
- индивидуальность системы реабилитационных мероприятий;
- осуществление реабилитации в коллективе больных (инвалидов). Э.И. Зборов­ский
отмечает, что «реабилитация в широком смысле слова — это специальная служба,
обеспечивающая завершенность помощи попавшему в беду человеку не только на
уровне пострадавшего органа или системы, а на уровне человека со все­ми его
физическими, духовными, социально-экономическими запросами» [73, с.181].
Реабилитация тесно связана с лечением и неоспорим приоритет медицин­ского
аспекта в реализации многоплановых задач реабилитации. Но реабилитация является
более широким понятием и иначе ставит вопрос о конечной цели ле­чебного
воздействия. Масштабы конечной цели при реабилитации могут быть различными: от
уменьшения степени ухода за инвалидом путем частичного вос­становления у него
бытовых навыков до полного восстановления трудоспособ­ности, семейных и иных
взаимоотношений с окружающими и активного участия в основных сферах
жизнедеятельности общества. «Главное в реабилитации — це­лостное понимание
больного (или заболевшего) человека в его неразрывной связи с окружающей
средой, многостороннее воздействие (управление) его организмен­ными процессами,
личностными свой