Ви є тут

Формування навичок ходьби у дітей дошкільного віку із спастичними формами дитячого церебрального паралічу

Автор: 
Холодов Сергій Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U002550
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2
Особенности формирования навыка ходьбы у детей дошкольного возраста со
спастическими формами дцп, не способных к самостоятельному передвижению
2.1. Цель, задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента
Целью констатирующего исследования явилось изучение особенностей развития
локомоторной функций у детей дошкольного возраста с ДЦП, не способных к
самостоятельному передвижению, в условиях традиционной методики их
реабилитации.
Констатирующий эксперимент, включал в себя два этапа. Первый этап был посвящен
определению возможностей и особенностей использования СДО, детьми с ДЦП
дошкольного возраста, не способными к самостоятельному передвижению, а также
разработке критериев, позволяющих оценивать уровень сформированности ходьбы
данной категории аномальных детей. Задачей второго этапа констатирующего
эксперимента явилось изучение невролого-ортопедического и двигательного статуса
детей с ДЦП с разным уровнем сформированности навыка ходьбы.
Исходя из того, что овладение навыками самостоятельной ходьбы детьми с ДЦП в
коррекционно-педагогическом процессе происходит через последовательное
формирование у них умений и навыков передвижения с СДО, возникает необходимость
определения у этих детей возможностей выполнения ходьбы с каждым из
используемых в процессе обучения средством опоры. Это позволит выявить
трудности, возникающие у детей с церебральным параличом в процессе формирования
у них локомоторной функции. Характер изменений возможностей использования СДО
детьми позволит определить уровни сформированности навыка ходьбы у данного
контингента и структуру процесса формирования локомоции.
Для изучения возможностей и особенностей использования средств дополнительной
опоры, как основных средств обучения ходьбе детей с ДЦП, прежде всего,
возникает необходимость их систематизации. Как показал анализ
научно-методической литературы, современные средства дополнительной опоры
включают десятки приспособлений, устройств и множество их модификаций. Многие
используемые в практике реабилитации опорные приспособления, носящие разные
названия (тележки, коляски, рамы на колесах и пр.) представляют по своей сути
одно и то же. И, наоборот, часто объединяют одним и тем же понятием, например,
«ходунки», - те средства опоры, которые отличаются друг от друга как в
конструктивном исполнении, так и возможностями решения определенных
коррекционных задач.
В публикациях специалисты, занимающиеся проблемой реабилитации детей с ДЦП
[50,139,189,252,264 и др.], как правило, при описании средств опоры используют
бытовые или производственные понятия: брус, трость, палочка, и т.д., не обобщая
их с учетом одинаковых свойств, и не дифференцируя их в рамках одного и того же
признака. В работах некоторых авторов можно встретить отдельные фрагменты
обобщения опорных приспособлений. Например, А.Ф. Каптелин [92, c.320] на
определенном этапе обучения ходьбе больного с ДЦП, предлагает использовать
опорное приспособление, «…переставляемое больным, вначале двумя руками, а затем
попеременно левой и правой рукой…», однако самого понятия «переносная опора»
как обобщение ряда приспособлений в рамках одного из свойств опоры, в
публикациях указанного автора обнаружено не было. В работе С.А. Бортфельд, Е.И.
Рогачевой [25] приводится классификация брусьев для ходьбы. Авторы разделяют
последние на: переносные, навесные и стационарные, используя в основе данного
разделения возможность транспортировки опорного приспособления в пределах
помещения, где проводятся занятия.
Однако, мы считаем, что данную классификацию можно расширить и применить не
только к брусьям, но и ко всем опорным приспособлениям, общей особенностью
которых является их неподвижность при использовании больным в процессе ходьбы,
выделив их в один вид – неподвижная (фиксированная опора). В рамках данного
признака независимо от выбранного средства опоры (стол, стена, скамейка, доска,
брус и т.д.) сущность опоры не меняется: приспособление всегда остается
неподвижным. Отличаться перечисленные средства могут другими особенностями,
например, по контакту с опорой (брус и скамейка), по проекции ладони на опорную
часть приспособления (стена и скамейка) и т.д.
Очевидно, что отсутствие систематизации средств дополнительной опоры
существенно затрудняет анализ эффективности их практического применения в
процессе формирования навыков ходьбы. В свою очередь, создание такой
классификации позволит обобщить все используемые приспособления в группы на
основе общих свойств, исключая их бытовые названия, например, стена, скамейка,
доска, брус, трость и т.д., а также даст возможность их дифференцирования,
используя различные сочетания указанных ниже признаков.
В связи с вышеуказанным, мы сочли необходимым классифицировать все используемые
нами средства ручной дополнительной опоры для дальнейшего анализа их применения
следующим образом:
1. По возможности перемещения самой опоры. По данному признаку все средства
опоры были разделены на три группы: а) неподвижную (фиксированную), б)
подвижную и в) комбинированную, представляющую собой различные сочетания
подвижных и фиксированных опорных приспособлений.
а). Неподвижная опора характеризуется, прежде всего, тем, что во время ходьбы
ребенок вынужден попеременно отрывать руки от опоры, для их переставления с
целью передвижения вперед. К ней относятся: стенка, стационарные параллельные
брусья, балетный станок, шведская лестница. Сюда же можно отнести любые
предметы обихода, например, такие как стол, стулья, при условии, что они
неподвижны.
Данная опора в значительной мере позволя