ГЛАВА 2
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования – процесс фоноскопической идентификации человека
Как отмечается в научно-методологической литературе [48-50], для того чтобы
процесс мог выполнить соответствующую функцию, в частности, отразить
определенную закономерность, он должен быть известным образом структурно
организован и оформлен. Этот методологический аспект относится как к научному
познанию в целом, так и ко всем компонентам какого-либо отдельного научного
исследования, к числу которых относится, в частности, метод. Для правильной
реализации в познании и исследовании какого-либо метода, в частности, как
процесса фоноскопической идентификации человека, необходимо рассмотреть ряд
основных вопросов, к которым относятся: понятие метода, его содержание, форма,
назначение и методика применения метода (см. [42; 48-49; 51-58]).
Понятие метода
В научно-методологической литературе понятие метод определяется как "способ
деятельности человека [58, с.227]", "способ достижения цели, определенным
образом упорядоченная деятельность [4, с.241]", способ теоретического или
практического подхода к объекту с целью его познания или преобразования на
основе соответствующей методологии, научно разработанных и апробированных
практикой конкретных методик [42; 48-49; 57].
Содержание метода
Качественная определенность метода обуславливается различными факторами,
главным из которых является его содержание. У каждого метода содержание
индивидуально. Любой метод разрабатывается на основе знаний об объекте
исследования, что составляет гносеологическую основу содержания метода. При
характеристике методов подчеркивается, что "в методе заключено знание о том,
как должно совершаться познание на основе истинности идеи [58, с.24]". При
этом, "познанные закономерности составляют объективную сторону метода,
возникшие на их основе приемы исследования явлений – субъективную
[58, с.221]".
Форма метода
Поскольку под методом понимается совокупность норм, правил и критериев,
регулирующих сам способ, т.е. практическую реализацию данной деятельности, то
метод необходимо выразить в форме определенного текста. При этом одни методы
облекаются в особую, присущую только им форму, другие – в форму произвольную,
выбираемую по усмотрению их разработчиков. К методам, облекаемым в особую,
присущую только им форму, относятся, в частности, судебные действия
экспертиза.
Назначение метода
Для решения конкретных задач и правильного применения метода важно знать его
назначение. Если исходить из специфики деятельности, в структуре которой
применяются методы, то назначение одних сводится к достижению истинного знания,
других – к практическому преобразованию действительности, например, борьбе с
преступностью. В общем случае можно сказать, что "назначение метода – служить
путем достижения новых результатов в духовном или материальном производстве
[58, с.303]".
Назначение метода фоноскопической идентификации человека состоит в установлении
личности по акустико-фонетическим признакам речи.
Методика применения метода
Применение методов осуществляется не произвольно, а в определенном порядке.
Соблюдение порядка предполагает совершение конкретных действий, которые по
отношению к методу выступают в качестве особых приемов его реализации. Такие
приемы взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности, т.е. по
определенным методическим правилам, к числу которых относится методика
применения метода. Под методикой следует понимать совокупность взаимосвязанных
правил, технологических приемов и научных положений, указывающих оптимальные
пути и способы реализации метода. Поскольку методика указывает на то, как нужно
действовать для применения конкретного метода, то в качестве ее составляющих
выступают методические правила и технические приемы. Методические правила – это
своеобразный технологический процесс реализации конкретного метода на основе
использования специальных технических приемов. Технические приемы – это способ
и средства применения на практике конкретного метода.
Иными словами, если метод – это путь исследования для получения необходимых
знаний, то методика – способ преодоления указанного пути (см. [42; 48-49;
51-58]).
Когнитивная лингвистика
В соответствии со спецификой решаемых задач данная диссертационная работа
относится к области прикладной лингвистики в системе искусственного интеллекта.
Следует заметить, что в последнее время уделяется большое внимание
моделированию управляющих (информационных, творческих, познавательных)
процессов психической деятельности человека. В частности, в лингвистике активно
развивается направление когнитивной [1 Когнитивный – "познавательный
[3, с.555]". Когнитивная лингвистика – "направление в лингвистике, изучающее и
описывающее язык с точки зрения познавательных (когнитивных) механизмов,
лежащих в основе мыслительной деятельности человека [3, с.555]".] лингвистики.
Проведение теоретических и прикладных исследований в рамках этого направления
обусловлено, например, следующим обстоятельством. Р.К. Потапова пишет: "Наличие
"озвученных движений" ведет к образованию артикуляторного и акустического
континуума – слитной речи.
Однако при описании слитной речи обычно пользуются таким понятием, как
"фонетический сегмент", что позволяет представить структуру слитной речи как
последовательность некоторых фонетических сегментов (звуков, слогов и т.д.).
Роль фонетических сегментов состоит в том, чтобы обеспечить языковым единицам
внутреннюю структуру [3, с.38]". "Сегменты можно рассматривать и как один из
аспектов более общего
- Київ+380960830922