Ви є тут

Удосконалення системи контейнерних перевезень на залізницях України

Автор: 
Бех Петро Вікторович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004015
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
Особенности формирования спроса на транспортные услуги в современных условиях
2.1. Классификация спроса на рынке перевозок грузов
В условиях складывающихся на железнодорожном транспорте рыночных
взаимоотношений особую актуальность приобретают вопросы изучения спроса на
транспортные услуги. В действующих до настоящего времени и утвержденных новых
нормативных документах, регламентирующих отношения между железными дорогами,
владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего и необщего
пользования, а также отправителями и получателями груза и другими физическими и
юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта, пока
не нашли должного отражения рыночные категории.
Рынок транспортных услуг представляет собой совокупность отношений между
перевозчиками и производителями товаров, связанных с доставкой груза до места
потребления с учетом момента возникновения потребности. В рамках взаимодействия
транспортных организаций и грузовладельцев формируется рынок транспортных
услуг, уровень спроса, предложения и цены [7, 87].
Спрос на рынке транспортных услуг определяется спецификой транспортного
производства. Относительно момента времени его можно дифференцировать следующим
образом (рис. 2.1).
Во-первых, как потенциальный спрос на транспортные услуги. Наличие расстояния
между контрагентами, потребителями и другими участниками обусловливает работу
транспортных отраслей. Поэтому объем продукции, произведенный на данной
территории, представляет собой потенциальный объем груза, предназначенный к
перевозке. После определения объема груза к перевозке производитель начинает
взаимодействовать с рынком транспортных услуг (рис. 2.2) в поисках оптимальных
условий транспортировки. В процессе взаимодействия, который в данном случае
будет представлять собой совокупное предложение, спрос трансформируется или
исчезает.
Рис. 2.1. Классификация и трансформация спроса на рынке перевозок грузов
Рис.2.2. Альтернативы выбора транспортной организации
Во-вторых, потенциальный спрос на транспортные услуги конкретного вида
транспорта, который представляет собой потенциальный контакт грузовладельца с
конкретным субъектом транспортного рынка, представленного перевозчиком либо
транспортно-экспедиционной организацией. Этот этап характеризуется подачей
заявки на перевозку груза, открытием лицевых счетов, присвоением кодов
грузоотправителю, отработкой деталей договора на перевозку и т.д. Потенциальным
спрос является потому, что заявка на определенную дату может быть
несогласованна из-за отсутствия необходимого количества или вида подвижного
состава, погрузочных мощностей, разногласий в подходах к договору на перевозку
и др. В результате временных и юридических факторов груз теряет свою
покупательную способность в местах потребления и, как следствие, отпадает
необходимость в его перемещении. Этот этап взаимодействия с транспортным рынком
сопровождается или предваряется заказом на данный товар со стороны
контрагента.
В-третьих, спрос можно дифференцировать как платежеспособный спрос на услуги
конкретного вида транспорта. Это сопровождается продолжением контакта
грузоотправителя и транспортной организации. Технологически спрос может быть
представлен открытием лицевых счетов и перечислением предоплаты за предстоящую
перевозку.
Это фактический спрос на услуги конкретной транспортной организации. Он
характеризуется доставкой товара на станцию погрузки, процессом погрузки и
составлением необходимых документов, связанных с его отправкой. В этот момент
времени определяется реальный ход погрузки и использование подвижного состава.
Спрос удовлетворенный представляет собой момент раскредитации груза. Этот этап
также можно дополнительно охарактеризовать завершением контакта данного
грузоотправителя с транспортной организацией, отсутствием претензий к
перевозке, завершением документального оформления транспортной работы.
Объем предложения со стороны субъектов транспортного рынка представляет собой
достаточно стабильную величину, выраженную пропускной способностью
железнодорожного, автомобильного, трубопроводного и речного транспорта,
тоннажем флота и т.д. Единственным отличием между конкурентами является
потенциально возможная скорость наращивания объемов предложения в соответствии
с динамикой спроса на рынке транспортных услуг.
К особенностям оценки объемов предложения следует отнести:
учет временного фактора, т.е. возможность максимального использования
пропускной способности конкретного вида транспорта на год и текущий момент;
сезонность перевозок;
барьеры вхождения на рынок, представленные в виде инвестиций в инфраструктуру.
Предложение на рынке транспортных услуг необходимо подразделять на реальное и
потенциальное. Их различие заключается в предоставлении необходимого количества
требуемого типа подвижного состава под погрузку в соответствии с условиями
возникновения заявки. Если рассматривать заявку в течение длительного срока
(даже на протяжении 15 сут.), то предложение может оказаться неактуальным.
Потенциальное предложение заключается в предоставляемом объеме перевозочного
ресурса [30, 31, 36, 105, 115, 123].
2.2. Технические показатели работы контейнерного парка
Система технического нормирования предусматривает: расчет и обоснование
плановых показателей и норм для дорог, станций; учет, анализ и контроль
фактического выполнения показателей и норм в каждом подразделении транспорта;
проведение организационно-технических мероприятий по распределению контейнеров
и других технических средств между дорогами и станциями и обеспечение
управления и