РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВАГОНОПОТОКОВ ПО
ДАННЫМ МОНИТОРИНГА ПРОЦЕССА ПЕРЕВОЗОК
Целью исследования данного раздела является выделение и изучение закономерностей процессов эксплуатации вагонов инвентарного парка и иновагонов на полигоне УЗ. Результаты анализа параметров вагонопотоков использованы при разработке математических моделей процессов эксплуатации вагонов, предназначенных для планирования и оптимального управления вагонопотоками.
Предварительный анализ показал, что в использовании вагонного парка различных собственников имеются определенные различия. Эти различия приводят к количественно и качественно различным математическим моделям описания процессов. Решение задачи эффективной эксплуатации грузового вагонного парка требует исследования временных и объемных характеристик движения вагонов различного рода с учетом отличий в технологии их использования.
Планирование и организация перевозок представляют совокупность следующих связанных операций, которые устанавливают для каждого вагона следующие этапы: определение станции погрузки, подача под погрузку, погрузка, перевозка к станции назначения, разгрузка.
Кроме того, для иновагонов определяется стыковая станция для их возврата стране-собственнику в порожнем состоянии непосредственно от пункта дислокации или после перевозки грузов в попутном направлении.
Для успешного решения задач планирования и управления необходимо изучение закономерностей, связанных с выполнением грузовых операций, с движением вагонов и обработкой на промежуточных станциях.
Для оценки эффективности работы вагонного парка, для планирования работы, расходов, мероприятий по совершенствованию перевозочного процесса в настоящее время используются различные качественные и количественные показатели.
К их числу можно отнести:
* коэффициент порожнего пробега;
* простой вагона на технической станции (смена локомотива, осмотр состава транзитного поезда);
* простой транзитных вагонов с переработкой (время обработки по прибытию, время расформирования, время накопления, время формирования, время обработки перед отправлением);
* простой вагона на станции под грузовой операцией;
* коэффициент местной работы (количество станций с грузовыми операциями за один оборот вагона) - степень транзитности дороги;
* обороты местного и транзитного, а также груженого и порожнего вагонов.
Экономически эффективное управление вагонными парками при этом связано с использованием не фактических, а прогнозируемых значений показателей работы дирекций. Для вычисления этих показателей должно быть известно, как правило, время или пройденное расстояние. Исследование временных характеристик движения вагонов на перегонах и обработки на промежуточных станциях позволит на новом уровне решать задачи учета оперативного состояния вагонных парков для разных категорий подвижного состава, а также разработать модели и методы для анализа и прогнозирования показателей грузовой технической работы в масштабах как отдельных дорог, так и УЗ в целом. К таким показателям относятся объем и временные характеристики движения вагонопотоков по направлениям (участкам), простой вагона на технической станции, простой вагона на станции под грузовыми операциями.
Вычисление фактических показателей наиболее точным образом может быть выполнено при пономерном учете вагонов. База данных номерного учета вагонов может быть использована и для вычисления прогнозируемых показателей.
2.1. Методика исследования параметров вагонопотоков по данным повагонного моделирования процесса перевозок на базе АСУГП УЗ.
Задачи анализа данных основаны на исследованиях значений ряда наблюдений, что позволяет исследовать свойства процесса, отображаемого значениями ряда. Совокупность последовательностей, которые рассматриваются одновременно с учетом возможных смещений рядов наблюдений одни относительно другого, позволяют исследовать связи между процессами, или их некоторыми этапами развития.
Одним из основных направлений исследования параметров вагонопотоков является изучение и обобщение характеристик эксплуатации вагонов по данным мониторинга процесса перевозок с использованием базы данных вагонной модели дороги (ВМД). На основе полученной информации о свойствах вагонопотоков осуществляется оперативное прогнозирование временных характеристик движения иновагонов различного рода.
Для решения задач используются данные о выполнении операций с каждым вагоном (номер вагона, тип операции, дата и время, код станции) из заданного временного интервала, предшествующего прогнозируемому периоду. Методика обработки данных о движении иновагонов приведена в приложении А. Данные об операциях по каждому вагону представлены в виде текстовой таблицы. Первый этап обработки данных - выделение из текста необходимой информации. Результатом обработки является текстовый файл, содержащий в каждой строке итоговое время на станции или перегоне для каждого вагона. Строка содержит номер вагона, номер станции отправления, номер станции прибытия, календарную дату, время движения в минутах. Если номера станций совпадают, строка содержит суммарное время выполнения всех операций с вагоном на станции. В итоге каждая строка содержит данные о времени прохождения вагоном дуги графа, который представляет маршруты движения вагона по железнодорожной сети. Простоям на станции соответствуют петли графа.
Структура и характеристики вагонопотоков определяются с учетом специфики движения разного рода вагонов, а также с учетом технологических и экономических характеристик транспортных подсистем (сетей).
В процессе анализа рассматриваются средние величины за анализируемый период. Необходимо проанализировать как структуру движения вагонопотоков, так и такие характеристики, как времена движения, обработки на станции и объем движения в вагонах.
Анализ должен дать ответы на следующие вопросы:
* имеют ли вагоны разного рода одинаковые маршруты движения по сети;
* является ли одинаковым для вагонов разного рода среднее время д
- Київ+380960830922