Ви є тут

Методика випереджувального навчання синтаксису російської мови учнів 5-х класів загальноосвітніх шкіл з російською мовою навчання.

Автор: 
Аржанцева Тетяна Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U004285
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ СИНТАКСИСУ В ШКОЛАХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ
ПРЕПОДАВАНИЯ
Бесспорно, что обучение (в том числе и синтаксису русского языка) эффективно,
если, во-первых, учитываются психологические и лингвометодические факторы,
влияющие на организацию процесса овладения знаниями, умениями и навыками;
во-вторых, конкретизируются цели и содержание обучения и, наконец, все
перечисленное находит свое отражение в программах, учебниках и учебных
пособиях.
В данном разделе представлен анализ этих позиций применительно к изучению
синтаксиса русского языка в школах с русским языком обучения и результаты
диагностики сформированности синтаксических знаний, умений и навыков
пятиклассников, полученные на основе данных констатирующего эксперимента.
2.1. Проблема обучения синтаксису в методической литературе,
в школьных программах и учебниках
Известно, что оптимальные условия для развития мышления складываются тогда,
когда обучение ведется в «зоне ближайшего развития» обучаемых, следовательно,
методика обучения языку должна строиться на достаточном знании уровня
актуального развития школьников и четком представлении о границах зоны их
ближайшего развития. Вот почему, разрабатывая методику, являющуюся предметом
нашего исследования, мы прежде всего попытались в учебном материале,
составляющем содержание обучения синтаксису в 5-х классах школ с русским языком
обучения, отделить то, что уже знакомо учащимся из курса начальной школы, от
того, что им предстоит изучать в 5-м классе.
Эта задача реализуется путем анализа программ по русскому языку для 1-2 классов
[252], 3-4 классов [253] и 5-11 классов [251] общеобразовательных школ с
русским языком обучения, а также учебников для начальной школы
[161,162,173,174,175, 277, 278, 279] и для 5-го класса [193, 270, 271].
Кроме того, анализировались учебные пособия [43,116,121, 206, 243, 274], в
какой-то мере реализующие идею опережающего обучения; изучался опыт учителей
русского языка, осуществляющих предварительное знакомство учащихся с некоторыми
синтаксическими сведениями.
На основе проведенного анализа, обобщения педагогического опыта, данных
констатирующего эксперимента оценивалась целесообразность опережающего изучения
определенных фрагментов синтаксической информации.
В настоящее время в школе принято изучать синтаксис в пять этапов: практическое
ознакомление с синтаксическими понятиями в начальной школе (1-4 классы);
пропедевтический курс синтаксиса (начало 5-го класса); углубление знаний по
синтаксису в процессе изучения морфологии (6-7 классы); систематический курс
синтаксиса (8-9 классы); совершенствование коммуникативных умений и навыков
учащихся на основе обобщения сведений по синтаксису (10-12 классы).
В результате такого распределения в процессе обучения синтаксису образуется
перерыв, в течение которого в 6-м классе учащиеся не получают никаких новых
сведений, а в 7-м изучают только три темы (причастный и деепричастный обороты,
восклицательный знак и запятая при междометиях). Как следствие, синтаксические
знания, приобретенные в начальный и пропедевтический периоды, до 8-го класса
расширяются незначительно. Вероятно, это является одной из причин того, что
насыщенная программа систематического курса обучения синтаксису для большинства
учащихся оказывается непосильной.
На другие причины указывал еще А.В. Текучев [302, c. 290]. Среди них узость
временных рамок изучения синтаксических и пунктуационных норм, отсутствие
преемственности в обучении синтаксису.
Анализ же современных программ и учебников свидетельствует о следующем:
преемственность прослеживается в том, что и в начальной школе, и в 5-м классе
реализуется структурно-семантический подход к обучению синтаксису; способы
подачи теоретического материала также сходны (синтаксические сведения
представлены крупными блоками). Так, в учебнике для 5-го класса [271]
теоретические сведения по синтаксису сосредоточены в 9-ти укрупненных блоках.
Однако при всех несомненных преимуществах предпринятого авторами данного
учебника подхода теоретический материал, в основном, представлен учащимся в
готовом виде, хотя уже в начальной школе Е.В. Малыхина рекомендует усвоение
предъявляемого теоретического блока начинать с «решения проблемно-поисковых
задач, подводящих к восприятию нового, что находится в соответствии с
положением современной психологии и дидактики о том, что ученики не должны
получать знания в готовом виде, их следует добывать под руководством учителя»
[173, с. 78]. Иллюстрацией реализации рекомендаций ученого служит задание к
упр. 111 [279, с. 54], предлагающее школьникам самостоятельно заполнить
свободные ячейки обобщающей таблицы: рассмотри схему и помоги Незнайке ее
дополнить.
Предложения по цели высказывания бывают

?
повествовательные

?

совет, просьбу, побуждение к
?
?
действию

Для выхода на новый, более высокий по сравнению с начальной школой уровень
усвоения учебной информации содержание обучения синтаксису учащихся 5-х классов
должно обеспечивать на теоретическом уровне – обобщение того, что в начальных
классах уже отработано на практике, и прирост знаний; на практическом уровне –
динамику умений и навыков. С этих позиций и анализировались программы,
учебники, учебные пособия; велось наблюдение над процессом обучения
синтаксису.
Сравнительный ана