Ви є тут

Системний підхід до діагностики, психокорекції та психопрофілактики дезадаптації стоматологічних хворих

Автор: 
Табачнікова Вікторія Станіславівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U000060
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Общая характеристика больных

Под нашим наблюдением находились 300 больных (основная группа) - 130 мужчин и 170 женщин в возрасте от 16 до 65 лет, обратившихся за стоматологической помощью в Полтавскую 1-ю городскую клиническую больницу. Из них 155 пациентов (первая подгруппа, 65 мужчин и 90 женщин) получили только терапевтическое лечение, а 145 больных (вторая подгруппа, 65 мужчин и 80 женщин) были направлены на протезирование после соответствующего терапевтического лечения. У всех этих больных отмечалась дезадаптация к своему состоянию и предстоящему лечению. 60 пациентов (30 мужчин и 30 женщин) с аналогичной стоматологической патологией, но без признаков дезадаптации были обследованы в качестве контрольной группы.
У больных диагностированы следующие стоматологические заболевания: кариес (47?3%), периодонтит (15?3%), пульпит (10?3%), заболевания слизистой полости рта (8?3%), комбинированная патология (кариес и периодонтит, пульпит и периодонтит, 9?3%), поражение тканей парадонта (14?3%).
Распределение больных по возрасту показано в табл.2.1, из которой видно, что, как и следовало ожидать, половина пациентов старшего возраста относились ко второй подгруппе, т.е. нуждались в ортопедическом лечении.
Около половины обследованных (43?3% мужчин и 41?3% женщин) имели высшее, остальные - среднее и среднее специальное образование. 50?3% мужчин и 44?3% женщин были работниками физического, остальные - работниками умственного труда. В браке состояли 34?3% мужчин и 47?3% женщин.
Таблица 2.1
Распределение больных по возрасту
Возраст, летГруппы обследованныхосновная, подгруппыКонтрольная, n=60первая, n=155вторая, n=14516 - 20 18?322?332?621 - 41 37?328?335?642 - 65 45?350?333?6Примечание. В этой и последующих таблицах - данные в %.

2.2. Методы обследования

Был проведен системно-структурный анализ стоматологического здоровья, основанный на результатах комплексного обследования больных - клинического (стоматологического и психического статуса), клинико-психологического, психодиагностического, социологического). Анализ позволил предложить следующую формулировку стоматологического здоровья.
Стоматологическое здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезненных изменений в зубочелюстной системе, это интегральный комплекс ее компонентов - анатомо-физиологического (стоматологического статуса), психологического, психического, социально-психологического и социального, взаимодействие которых обеспечивает выполнение жевательной и коммуникативной (фонетической, дикционной и эстетической) функций, приводя к психологическому (личностному) удовлетворению и функциональному комфорту.
Системно-структурный анализ предусматривал изучение всех компонентов стоматологического здоровья: анатомо-физиологического, психологического, психического, социально-психологического, социального с социокультурной и информационно-оценочной его составляющими [139]. Анализ проводили в три этапа.
На первом этапе оценивали состояние каждого из компонентов по его критериям и устанавливали степень его нарушения.
Критериями состояния анатомо-физиологического компонента является наличие или отсутствие у пациента: генетически обусловленной стоматологической патологии; нарушение жевательной функции зубочелюстного аппарата; сохранности зубов; аномалий зубов и воспалительных процессов в зубочелюстной системе; опухолей или травм зубочелюстного аппарата. Критерии состояния психологического компонента - наличие или отсутствие у пациента: психологических комплексов; негативных характерологических и личностных особенностей, а также влияние указанных особенностей на психологические реакции больного. Критерием состояния психического компонента служит наличие или отсутствие психических и невротических расстройств, критерием состояния социально-психологического компонента - наличие или отсутствие затруднений коммуникации, обусловленных нарушением фонетической, дикционной и эстетической функций зубочелюстного аппарата. Критерий состояния социокультурной составляющей социального компонента - уровень и тип стоматологической культуры, информационно-оценочной составляющей - уровень осведомленности в вопросах стоматологической гигиены и психогигиены и оценка проявлений своего стоматологического заболевания.
На втором этапе системно-структурного анализа определяли нозоформу и степень имеющейся у пациента патологии.
Для определения степени нарушения каждого из компонентов строили структурную решетку стоматологического здоровья. При этом выделяли три степени нарушения: 1-я - ослабление компонента, которое не приводит к расстройству стоматологического здоровья, но служит патопластическим фактором возможного его возникновения вследствие других причин; 2-я степень - усугубление уже имеющегося нарушения стоматологического здоровья; 3-я степень - стержневое поражение компонента или его составляющей, которое является непосредственной причиной расстройства стоматологического здоровья.
На втором этапе определяли форму и степень имеющейся у пациента патологии, составляя структурную решетку нарушений функций зубочелюстного аппарата (жевательной и коммуникативных - фонетической, дикционной, эстетической). На третьем этапе системно-структурного анализа формулировали диагноз, отражающий нозологическую форму заболевания, имеющиеся функциональные нарушения зубочелюстной системы, невротическую реакцию пациента, уровень и тип его стоматологической культуры и информированность в вопросах стоматологической психогигиены.
Психологические исследования включали изучение акцентуаций характера больных по методике К.Леонгарда - Г.Шмишека [140], дисгармоничных черт характера и личности по В.Д.Менделевичу [141], определение эмоционального состояния больных с помощью шкалы реактивной и личностной тревоги Ч.Д.Спилберга - Ю.Л.Ханина [142] и определение функционального их состояния по ра