ГЛАВА 2
СЛАВЯНОФИЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Целью настоящей главы данной диссертации является исследование содержания славянофильской философии истории и формирования ее концептуальных положений: 1) на материале работ теоретиков славянофильства - И. В. Киреевского и А. С. Хомякова определить особенности и выявить противоречия их вариантов философии истории, установить ее общие, характерные для славянофильства в целом черты; 2) выяснить особенности содержания славянофильской теории познания в контексте ее взаимосвязи с философией истории славянофилов.
2.1. Проблема "Россия-Запад" в философии истории И. В. Киреевского
К 30-м годам ХІХ в. в российское общественное сознание довольно прочно вошла идея "русского пути" исторического развития, причем в самых различных вариациях, - вплоть до официальной доктрины (отраженной, в частности, в Манифесте от 13 июля 1826 г.), в которой важное место занимало противопоставление "гниющего" Запада - России.
Источники этой идеи, как было показано еще П. Б. Струве, можно найти в произведениях немецких романтиков и французских католических философов. "В сущности, это было восприятие всего новейшего западного экономического, социального и политического развития в качестве процесса, который ощущался не просто как "кризис", но и как "распад", как "гнилостное" разложение европейского "старого мира"" [121, с. 204]. Однако западные мыслители воспринимали глобальные цивилизационные сдвиги как внутриевропейское явление, а потому противопоставляли органическую целостность античности или Средневековья - современной эпохе, предшествующей, по словам Ф. Ламеннэ, "великой и последней катастрофе" [121, с. 213]. Отечественные философы использовали идею "гниения Запада для противопоставления Европы и России, обладающей, с их точки зрения, бо?льшим потенциалом для развития. Так, М. Погодин и С. Шевырёв писали о неизлечимой болезни Запада и о молодой цивилизации - России, сильной своими чувствами религиозного, государственного и национального единства, которой, возможно, предстоит спасти и сохранить в высшем синтезе все ценности западной культуры [122, с. 3-4]. Мысль о духовном оскудении Запада и особом предназначении России возникала и в других кругах интеллектуальной элиты, резко отделявших себя от официальной идеологии. О некоем новом синтезе между Западом и Россией, которая будет "очищать" Европу свежей духовной силой, мечтал и И. Киреевский - в ранний период своего творчества, когда будущий теоретик славянофильства еще стоял на позициях европеизма. "Европа представляет теперь вид какого-то оцепенения ... - писал он. - Только Россия и США не участвуют "во всеобщем усыплении", но именно Россия располагает возможностью будущего влияния на всю Европу" [123, с. 61].
Концептуально "русская идея" как идея исторического призвания России оформилась в полемике славянофилов и западников по поводу отношения к поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". Первые увидели в ней клевету на Россию и одновременно откровение, пророчащее великое будущее России. Вторые, напротив, оценили реализм писателя. Споры последующих лет привели, как известно, к более глубокому теоретическому размежеванию, формированию к началу 40-х гг. ХІХ в. двух крупнейших социально-философских течений - славянофильства и западничества и к консолидации вокруг них общественного мнения.
Главным вектором полемики славянофилов и западников стала оппозиция "Россия - Европа", которая позднее приобрела более глобальный смысл: "Восток - Запад". Философская разработка этой проблемы была связана с "отцами" славянофильства И. В. Киреевским и А. С. Хомяковым. В их учении она приобрела законченный философский смысл, приняв историософскую схему "русской идеи". При этом отметим, что философия истории, как небезосновательно считал Н. А. Бердяев, являлась наиболее разработанной частью всего мировоззрения славянофильства.
Первоначальным импульсом обсуждения проблемы "Россия - Запад" послужило широко известное критически-эпатирующее нигилистическое отношение П. Я. Чаадаева к настоящему и прошлому России в ее сравнении с Западом. В связи с этим, как подчеркивают современные исследователи Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская, именно славянофилы и западники стремились уяснить смысл исторического прошлого России, заранее полагая, что он был и что русская история, как западноевропейская, может и должна иметь свою философию [10, с. 21].
Одно из центральных мест в славянофильской философии истории в целом, и в философии истории И. В. Киреевского, в частности, заняла, как уже было сказано, проблема взаимоотношения России и Запада. В этом смысле особый интерес представляет программная статья Киреевского "Девятнадцатый век" (1832), которая являлась своеобразным ответом на пессимизм Чаадаева по поводу исторического прошлого и настоящего России. В ней славянофильский теоретик как бы подводит итог достижениям европейской цивилизации и ставит вопрос об отношении к ней России.
Собственно проблема "Россия - Запад" имеет, по мнению философа, огромное практическое значение. Сосуществование традиционных, национальных начал с заимствованными началами европейской цивилизации - одна из важнейших, с точки зрения Киреевского, черта современной России. Поэтому проблема взаимного отношения между Россией и Западом хотя и является прежде всего внутрироссийской проблемой, однако в зависимости от того, как она будет решена, полагал мыслитель, зависит направление всего дальнейшего развития русского народа.
И. В. Киреевский выделял три основных начала, характерных для европейской "образованности", то есть культуры и "просвещения" - цивилизации: христианская религия, дух молодых варварских народов, разрушивших Римскую империю, и характер образованности, основанный на античной культуре[124, с. 75]. И если два первых начала молодой варварский народ и христианство - имелись также и в России, то отсутствие наследия античного мира, являлось, с точки зрения философа, крайне негативным фактором исторического развития России