Ви є тут

Розвиток готовності вчителів у післядипломній педагогічній освіті до формування оцінювальних умінь молодших школярів

Автор: 
Бєжанова Наталія Леонідівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U001176
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2.Экспериментально-исследовательская работа по развитию готовности учителей в последипломном образовании к формированию оценочных умений у младших школьников 802.1.Методика опытно-экспериментального исследования развития готовности учителей к формированию оценочных умений у младших школьников802.2.Изучение уровней готовности учителей начальных классов к формированию оценочных умений у младших школьников912.3.Основные условия, пути и этапы развития готовности учителей к формированию оценочных умений у младших школьников1052.4.Результаты опытно-экспериментальной работы158Выводы ко второй главе
169Общие выводы
171Список использованных источников
177Приложения196
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества выдвигает на первый план человека с его интересами, способностями, умениями решать сложные созидательные задачи. Возрождающийся подход к человеку как абсолютной ценности, источнику социального прогресса, творцу самого себя и обстоятельств своей жизнедеятельности заставляет по-новому взглянуть на сущность педагогического процесса, на готовность учителя к его организации и осуществлению.
В современной науке и практике накоплен значительный опыт по совершенствованию профессиональной подготовки учителя; изучен процесс формирования его личности, исследованы пути повышения профессионально-педагогической направленности, определены условия формирования профессионально значимых качеств педагога (О.А.Абдулина, Е.И.Власова, Ф.Н.Гоноболин, М.В.Гринева, Т.С.Дергач, Н.В.Кузьмина, Н.Г.Ничкало, Л.П.Пуховская, В.А.Семиченко, В.А.Сластенин, Н.Д.Сластенин, Н.Д.Хмель, А.С.Щербаков и др.); рассмотрена готовность к эффективной педагогической деятельности (М.В. Даниленко, К.М.Дурай-Новакова, В.Н.Мясищев, Е.Н.Пехота, В.А.Сластенин) и отдельным ее видам (Я.Л.Коломинский, Л.В.Кондрашова, Е.Н.Шиянов, А.Е.Дмитриев и др.); разработан глубокий анализ функционирующей системы последипломного педагогического образования (В.И.Бондарь, Н.М.Бибик, В.В.Дивак, Л.П.Кочина, С.В.Крысюк, Н.Г.Протасова, В.И.Пуцов, Н.М.Чегодаев, В.И.Маслов).
В соответствии с Законом Украины "Про освіту", положениями Доктрины II съезда учителей, концепцией целевой программы "Учитель", приказом Министерства образования и науки Украины "Про затвердження Програми дій щодо реалізації положень Болонської декларації в системі вищої освіти і науки України на 2004 - 2005 роки" первоочередным заданием и необходимым условием становления современной системы образования является внедрение личностно-ориентированной парадигмы. Сущностной критериальной характеристикой личностно-ориентированного образовательного процесса должен стать субъект-субъектный характер взаимодействия между его участниками, что требует изменений целевых ориентиров, содержания, организационных форм и условий подготовки учителей, особенно учителей начальной школы, так как именно в этот период времени жизни ребенка происходит психологическая адаптация к новой социальной ситуации развития, которая обусловливает установление взаимоотношений и способов взаимодействия с другими людьми. При этом смысл личностно ориентированных воздействий учителя должен быть направлен на переход от спонтанной активности к осмысленной учебной деятельности младшего школьника, в которой предметом изменений должен стать сам ребенок, субъект, осуществляющий эту деятельность.
Субъектная активность в учебной деятельности наиболее полно проявляется в умениях школьников. Проблема формирования умений учебной деятельности рассматривается в трудах психологов и педагогов: А.А.Боброва, Е.И.Бойко, М.В.Гринёвой, М.А.Данилова, И.Б.Ительсона, Е.Н.Кабановой-Меллер, А.И.Левитина, А.Н.Леонтьева, Е.А.Милеряна, В.Ф.Паламарчук, К.К.Платонова, И.П.Подласого, А.Я.Савченко, М.Н.Скаткина, Н.Ф.Талызиной, О.С.Снисаренко, А.В.Усовой и др. Исследования показывают, что наибольшую ценность имеют общеучебные умения, которые дают возможность младшим школьникам пользоваться универсальными способами познания действительности. Независимость их структуры от того содержания, на котором строится учебное задание, выступает решающим условием, обеспечивающим широкий перенос этих знаний на разное содержание и в разные ситуации. Они являются обязательным компонентом познавательной деятельности в изучении всех учебных дисциплин, способствуют развитию мыслительных процессов и субъектной активности ребенка. Субъектная активность младшего школьника в значительной степени проявляется в оценочных умениях, что в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования приобретает особую значимость.
Анализ авторских классификаций групп общеучебных умений (А.А.Бобров, И.П.Подласый, А.Я.Савченко, Г.К.Селевко, А.В.Усова и др.) позволяет утверждать, что оценочные умения исследователи единодушно относят к группе общеучебных. Проблема формирования оценочных умений у младших школьников рассматривалась учеными Ш.А.Амонашвили, О.А.Белобрыкиной, Е.В.Заика, Л.И.Липкиной, Г.В.Макаровой, С.И.Поздеевой, А.В.Хуторским, Г.А.Цукерман, Д.Б.Элькониным. Авторами выделены сущность, содержание и структура оценочных умений, определена методика их формирования, обоснована значимость. Сформированные оценочные умения позволят школьникам выявить и осмыслить основные компоненты учебной деятельности, прогнозировать ее результаты, усвоить способы учения, механизм познания, присвоить полученные знания, осознать свою индивидуальность, уникальность, предназначение.
Поэтому среди вопросов, связанных с совершенствованием подготовки учителей начальных классов значительное место занимает проблема развития готовности к педагогической деятельности по формированию оценочных умений у младших школьников. Вместе с тем исследования позволяют утверждать, что учителя начальных классов недостаточно готовы к формированию оценочных умений у младших школьников, не осознают значимости данной деятельности, не умеют определить ее задачи, поставить цель, не информированы о методологических основах и теориях формирования общеучебных (оценочны