РАЗДЕЛ 2
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Общая характеристика обследованных больных.
Выборку исследования составили 224 пациента (114 пациента, работающих в горных выработках и 110 работников, работающих во вспомогательных службах на поверхности). Эти данные представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Распределение больных по полу и возрасту.
Возрастные группы15-18 лет19-25 лет26-35 лет36-45 лет46-55 летВсегоМужчины основной группы01048408106Женщины основной группы023218Мужчины контрольной группы263132374Женщины контрольной группы131514336Всего321978815224
Соотношение пациентов мужского и женского пола в изученной выборке не обнаруживает достоверных различий в сравнении с данными эпидемиологического исследования (93,0% и 7,0% соответственно). В контрольной группе этот показатель составил 63,3% и 32,7 соответственно.
Распределение показателей уровня образования также обнаруживают лишь незначительные расхождения по отдельным параметрам, недостаточные для утверждения о наличии достоверных различий между рассматриваемыми группами пациентов, которые представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Характеристика социальных показателей обследованных больных.
ОбразованиеОсновная группа
(n=114)Контрольная группа
(n=110)Абс.%Абс.%Высшее108,83632,7Неполное высшее65,3109,8Среднее специальное5447,44238,2Среднее3228,11412,7Неполное среднее87,087,3Начальное43,500
Достоверные статистические различия установлены по нескольким показателям. В частности, в изученной выборке реже регистрировались астенические расстройства (7,4% против 12,2% в эпидемиологической выборке) и не квалифицировано ни одного случая обсессивно-компульсивного расстройства, нервной анорексии и булимии, доли которых по данным эпидемиологической оценки составили 0,3%, 4,5% и 2,9% соответственно. С другой стороны, на уровне статистической тенденции чаще квалифицировалось паническое расстройство (10,8% против 6,4% в эпидемиологической выборке), агорафобия (8,0% против 6,5%), ипохондрические фобии (8,0% против 6,6%), а доля депрессивных расстройств (13,3) статистически достоверно (р < 0,05) превышала аналогичный показатель эпидемиологического исследования (7,8%). Можно предполагать, что в специализированных клиниках накапливаются пациенты с наиболее длительными формами органных неврозов, характеризующиеся несколько иным спектром коморбидных психических расстройств. Однако, подтвердить данное предположение не представляется возможным, так как в рамках эпидемиологической оценки длительность течения органных неврозов не оценивалась в связи с ограничением времени на сбор и верификацию анамнестических сведений.
В рамках настоящего клинического исследования изучалась связь манифестации невротических расстройств с особенностями работы. В результате такой оценки установлено, что в изученной выборке формирование органных неврозов при соучастии соматической патологии происходило у большинства пациентов. Распределение соматической патологии на момент манифестации органных неврозов, установленной ретроспективным методом оценки, представлено в таблице 2.3.
В основной группе невротические расстройства вследствие психогении носили преимущественно техногенно-производственный характер, тогда как в группе сравнения психогении по происходжению структурно не отличались от таковых в популяции.
Таким образом, полученные показатели в большинстве своем согласуются с результатами эпидемиологической оценки, представленными в предыдущей главе. Установлен лишь незначительное число показателей, характеризующихся достоверными различиями, которые, по-видимому, отражают некоторое расхождение в характеристиках пациентов учреждений общего профиля и специализированных клиник, в которых был отобран материал для клинической оценки органных неврозов. В целом представленные различия представляется возможным рассматривать вне рамок клинически и статистически значимых, а материал исследования оценивать как репрезентативный в сопоставлении с общими характеристиками пациентов общемедицинской практики, страдающих органными неврозами.
Таблица 2.3
Преморбидная соматическая заболеваемость у обследованных больных
Связь с соматической патологией
Число пациентов
(n=224)%Без соучастия соматической патологии48,5На фоне соматической патологии51,2бронхо-легочной системы
(атопическая БА, риниты, синуситы, бронхиты, дискинезии
бронхиального дерева, пролапс трахеи т.д.)31,5сердечно-сосудистой системы
(ИБС, гипертоническая болезнь, WPW синдром,
пролапс митрального клапана и т.д.)23,8пищеварительной системы
(эрозивный гастродуоденит, хронические холецистит и панкреатит, постинфекционный колит, диафрагмальная грыжа, дискинезия
желчного пузыря)31,2других органов/систем13,0
2.2. Методы исследования.
Клинические особенности и закономерности поражения нервной системы и психической сферы изучались на основании всестороннего комплексного обследования больных и данных динамического контроля за их состоянием на протяжении всего срока наблюдения. Кроме того, для объективизации наших разработок, касающихся правильности постановки диагноза, установления степени поражения нервной системы и психической сферы, а также эффективности коррекции, нами привлечены данные катамнеза и результаты контрольных осмотров после начала исследования.
Всем больным проводились изучение психического статуса, неврологический осмотр в динамике с углубленным изучением вегетативного статуса, электрофизиологические методы исследования (электроэнцефалография), а также экспериментально-психологическое исследование (память, внимание, эмоциональная обеспеченность).
Неврологический статус исследовали по общепринятой методике с углубленным вегетологическим обследованием (вегетативный тонус, вегетативная реактивность и вегетативная обеспеченность).
В качестве характеристики вегетативного тонуса использовали показатели вегетативного индекс