РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное исследование проявлений и взаимосвязи гуманистических интенций и агрессивных тенденций в межличностном общении и поведении подростков
2.1 Процедура констатирующего этапа экспериментального исследования проблемы
Основной задачей данного этапа исследования было обоснование программы, принципов и методов построения эмпирического исследования. В ходе констатирующего эксперимента конкретизировались и решались следующие рабочие задачи:
1) исследование проявлений гуманистических интенций и агрессивных тенденций в противоположности и взаимосвязи по подструктурам личности;
2) осуществление количественного и качественного анализа результатов изучения соотношения гуманистических интенций и агрессивных тенденций в межличностном общении подростков;
3) выявление показателей, являющихся предпосылками формирования гуманистически-доминирующего (Г>а), агрессивно-доминирующего (г<А) или уравновешенного типа соотношения тенденций (Г=А и г=а);
4) выделение набора значимых переменных, влияющих на уровень гуманности или агрессивности (корреляционный анализ, факторний анализ);
5) выделение конструктивных (гуманистически-диалоговой, компромиссной) и деструктивной (конфликтно-агрессивной) стратегий в межличностном общении подростков.
Логика построения экспериментального исследования всегда должна опираться на конкретные методологические принципы. В нашей работе такими принципами избраны принципы психологической науки - детерминизма, единства психики и деятельности, отображения, принцип комплексного подхода, принципы гуманистической психологии (Ш.А. Амонашвили, Г.А.Балл, А.Маслоу, К.Роджерс и др ). В исследовании также были использованы широко известные научные концепции личности: Л.И.Божович - концепция развитие личности в процессе общения; Г.С.Костюка - принцип развития психики (1969); В.В.Рыбалка - концепция трехмерной, поэтапно конкретизированной психологической структуры личности (1999); С.Л.Рубинштейна - принцип детерминизма и единства сознания и деятельности (1946); В.А.Роменца - теория ответственного поступка (1995); З.Фройда - о влиянии подсознательного на жизнедеятельность индивида; Б.Й.Цуканова - теория времени в психике индивида.
В соответствии с разработанной нами концептуальной моделью проявлений и взаимоотношений гуманистических интенций и агрессивных тенденций в межличностном общении и поведении подростков, диагностическая программа эмпирического исследования включает комплекс методов и психодиагностических методик, позволяющих экспериментальное изучение всех проявлений указанных тенденций.
Выбор исследовательских приемов для экспериментальной части работы был обусловлен потребностью комплексного охвата всего диапазона основных проявлений гуманистических интенций и агрессивных тенденций в общении на уровне разных подструктур личности. Учитывались положения про сложный и противоречивый процесс детерминации личностного развития в подростковом возрасте (Г.С.Абрамова, В.С.Библер, Л.И.Божович, В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова и др.), закономерностях функционирования и развития личности в процессе общения (Л.И.Божович, М.Й.Борышевский, В.С.Мухина, О.П.Санникова, Г.В.Черенкова, Д.Б.Эльконин и др.). При выборе методического аппарата значительную роль сыграл анализ исследований по проблеме изучения общения (Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, А.А.Бодалев, С.Л.Братченко, В.Н.Мясищев, Л.А.Петровская, И.Н. Юсупов и др.).
В эксперименте приняли участие 330 учеников 6-х и 7-х классов общеобразовательного учебного заведения № 56 Приморского района г.Одессы и общеобразовательного учебного заведения экономического профиля № 8 Малиновского района г.Одессы. Эксперимент проводился на протяжении 1998-2005 гг.
Исследование проводилось в четыре этапа
1) Этап сбора теоретического и фактического материала, касающегося изучения проявлений и взаимосвязи гуманистических интенций и агрессивных тенденций в межличностном общении. На этом этапе анализировалась литература по проблеме исследования, определялись условия, способствующие формированию гуманистической направленности межличностного общения и преодолению на этой основе агрессивных тенденций в личности подростка, осуществлялся выбор методов для диагностической и формирующей части исследования, собирался первичный материал о тенденциях в межличностном общении подростков. Кроме того, на этом этапе было проведено пилотажное исследование с целью проверки эффективности подобранных психодиагностических методик для исследования проявлений взаимосвязи гуманистических интенций и агрессивных тенденций и формирования на этой основе конструктивных (гуманистически-диалогической и компромиссной) стратегий межличностного общения.
2. Этап подготовки экспериментального материала и проведения констатирующего эксперимента по изучению проявлений и взаимосвязи гуманистических интенций и агрессивных тенденций в межличностном общении. На данном этапе использовались методы анкетирования, наблюдения, тестирования. Результаты диагностических исследований анализировались при помощи статистической компьютерной обработки.
3. Этап проведения формирующего эксперимента. На этом этапе на основе результатов констатирующего эксперимента усиливался результат того или иного методического блока социально-психологического тренинга, подбирались методы коррекционной работы, направленной на формирование гуманистической направленности межличностного общения. Параллельно с формирующими процедурами проводились психодиагностические, что позволило облегчить процесс экспериментального исследования.
4. Этап заключительный, на котором обобщались и систематизировались результаты предыдущих этапов исследования, разрабатывались методические рекомендации для школьных психологов и педагогов.
Исходя из цели, заданий и гипотезы исследования, в работе был использован ряд методов. Каждый из методов и методик имели свое целевое назначение и, вместе с тем, они дополняли друг друга, взаимно компе