Ви є тут

Романтичний метод у західноєвропейській архітектурі XIX століття

Автор: 
Кудряшова Ірина Віталіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U005081
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
ГЕНЕЗИС АРХИТЕКТУРЫ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА.
2.1 Основные принципы романтизма в архитектуре XIX века.
Уникальный и динамичный социо-культурный контекст Романтической эпохи не мог не
привести к формированию новых подходов в архитектуре. Были созданы предпосылки
к формированию новых мировоззренческих установок, к глобальному изменению
профессионального сознания, к выработке новых приемов и способов архитектурного
творчества, и в целом, к изменению формальной стороны архитектуры и ее
стилистической системы. Под воздействием сложного комплекса предпосылок
происходило формирование основных принципов романтического искусства и
архитектуры. Антинормативность, историзм, творческий универсализм, склонность к
синтезу, «органичность», символизм архитектурного языка - интегральные
характеристики творческого метода романтиков, которые были разработаны
романтической наукой и повсеместно использовались в архитектурной практике как
основные формообразующие принципы.
Нестабильная социо-политическая обстановка, революции, войны, многочисленные
смены режимов и форм правления в основных европейских странах, а также
демократизация общества, вовлечение все большего количества людей в круг
потребителей эстетических ценностей, бурный рост городов и промышленного
производства, а так же протест против культа античной архитектуры
способствовали утверждению такого принципа романтической культуры как
антинормативность (рис. 2.1, 2.2). Качественные изменения в зодчестве
характеризовались «многоаспектностью» архитектурной теории и были связаны с
осознанием прямой зависимости зодчества от круга господствующих идей.
Ориентация на «множественность путей развития искусства» стала отражением
мировоззренческой толерантности Романтической эпохи. Она выразилась в
стилистической неоднородности романтической архитектуры и появлении множества
«неостилей». Архитектурная картина того времени
Рис.2.1
Рис.2.1
отличается необычайной пестротой. С начала XIX века в европейской архитектуре
одновременно сосуществуют и ведут острую полемику следующие стили: классицизм
(господствует до 40-х. годов), неоготика, «рундбоген-стиль» или аркадный стиль,
революционный классицизм и бидермейер, романтический классицизм. Во всех этих
неостилях, существовавших в рамках эпохи Романтизма в той или иной мере
прочитываются черты романтического метода.
Теоретиками Романтической эпохи и последующими исследователями были
сформулированы такие основные характеристики романтического метода, как
отсутствие жесткой регламентации в выборе средств художественной
выразительности и максимальная свобода в выборе прототипов. Обобщив эти
характеристики можно обозначить их как принцип антинормативности (рис.2.1,
2.2).
Архитектурная норма, существовавшая в период классицизма, представленная жестко
разработанной ордерной системой, базировавшейся на древне – римском прототипе
отходит на второй план. Исчезло желание регламентировать характер архитектуры и
выдвигать четкие требования к ней. Из этого можно сделать вывод о том, что
архитектура перестает нормироваться, а стремится к большей свободе, а
архитектор получает право широкого выбора. Такую черту можно назвать
антинормативностью.
Дискуссия о стилистической целостности романтизма в архитектуре [16, 17, 39,
62, 63, 64, 71, 109, 124] во многом объясняется отсутствием в его рамках единой
концепции – программы, такой, которая была, например у классицистов,
существованием множества методов, выразивших себя в неостилях, а также
отсутствием единой эстетической нормы. Терпимость к любым творческим
проявлениям, многообразие путей развития искусства – те признаки, которые
позволяют, говорить о том, что именно антинормативность и стала основной нормой
Романтической эпохи, нашедшей свое выражение в творческом методе.
Будучи антинормативной романтическая эстетика разработала принципиально новую
концепцию эстетического идеала. Главной отличительной чертой данной концепции
была тотальная свобода в формировании эстетических вкусов. Романтическая
эстетика скорее исходила из того, каким не должно быть искусство, чем из
выработки нормы того, каким оно должно быть. Отсюда – необычайное разнообразие
проявлений романтизма в литературе, музыке, живописи. Общепринято считать, что
романтизм не создал своей единой доктрины. Неприятие догматизма и стремление к
тотальной свободе творчества выразились в необычайном разнообразии тем,
сюжетов, жанров, смыслов, так и в многообразии национальных проявлений и
ориентации на разнообразнейшие культуры. В архитектуре, как и во всей культуре,
на смену античному идеалу пришли «национальные» формы искусства. «Мы начали
борьбу против чуждого искусства в пользу национального, против языческого
искусства в угоду христианскому, против смерти ради жизни» [168 с.47].
Тема свободы творческого выбора, ставшая основополагающей для культуры эпохи
Эклектики, впервые зазвучала в полную меру в период Романтизма.
Антинормативность романтизма проявлялась в его «всеядности», в терпимости к
любым творческим проявлениям. Круг интересов романтиков необычайно широк:
экзотические культуры, народная культура, фольклор, история человечества и сам
человек, его творческая индивидуальность. Само «течение жизни» служило для
романтиков источником вдохновения. «Народное искусство, фольклор в лучших
случаях нужны были романтикам не для ухода в архаику, а ради того же
обновления. Самое древнее у них становилось самым новым, укреплялось в новом.
Первоисточник мог быть взят на разной временной глубине. Например, XII-XIII