Ви є тут

Новi пiдходи до лікування патологiї пубертатного перiоду у дiвчат з дифузною еутиреоїдною гiперплазiєю щитоподібної залози.

Автор: 
Косолапова Наталя Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U001099
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для получения объективных данных об исходном общем, гинекологическом и тиреоидном статусе исследуемых девочек и для получения информации о взаимном влиянии патологического течения пубертатного периода и нарушений со стороны щитовидной железы у 120 девочек было проведено комплексное клинико-лабораторное и инструментальное исследование.

С целью выявления частоты тиреоидной патологии у девочек с патологическим течением пубертатного периода и встречаемости задержки полового развития и нарушений менструального цикла у девочек с тиреоидной патологией были проанализированы 5606 историй болезни детей, получавших в 2005 году лечение в санатории "Здравница", г. Евпатория. Все дети были обследованы эндокринологом, девочки - детским гинекологом. У девочек старше 12 лет оценивалась степень полового развития и менструальная функция. Из всех детей, получавших санаторно-курортное лечение, эндокринологическая патология была выявлена у 1595 детей, из них 1192 ребенка (75% от числа эндокринологической патологии и 21% от общего количества детей) имели патологию щитовидной железы. Наиболее распространенной являлась диффузная гиперплазия щитовидной железы I-II степени, диагностированная в 1181 (99%) наблюдении. Причем из них 797 (68%) - девочки, что подтверждает данные о более частой встречаемости патологии щитовидной железы у женщин, чем у мужчин.
Диффузная гиперплазия щитовидной железы диагностирована у 58 девочек (41%) из 141 девочки с НОМЦ или ЗПР в возрасте от 11 до 17 лет. Следовательно, нарушения овариально-менструального цикла и задержка полового развития способствуют развитию патологии щитовидной железы. Из 797 девочек с выявленным диффузным эутиреоидным зобом нарушения менструального цикла и задержка полового развития отмечались у 516 девочек (65%). Для сравнения, частота данных нарушений среди всех обследованных детским гинекологом девочек составила 21%.
Этот факт свидетельствует о том, что даже бессимптомная патология щитовидной железы значительно повышает риск развития нарушений становления и функции женской репродуктивной системы, причем наиболее высок этот риск в период полового созревания.

Под наблюдением находились 131 девушка 13-17 лет с патологическим течением пубертатного периода, находящиеся на санаторно-курортном лечении в санатории "Здравница", г. Евпатория. Все девочки были разделены на основную группу - 66 девочек с различной патологией пубертатного периода и диффузной эутиреоидной гиперплазией щитовидной железы I-II степени и группу сравнения - 65 девочек с патологическим течением пубертатного периода без сопутствующей тиреоидной патологии. Структура распределения гинекологической заболеваемости у них представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Структура гинекологической заболеваемости у исследуемых девочек
Основная группаГруппа сравненияВсегоНозологияn, %Нозологияn, %n, %ЗПР12 (18%)ЗПР14 (22%)26 (20%)Аменорея12 (18%)Аменорея11 (17%)23 (17%)Гипоменструальный синдром27 (41%)Гипоменструальный синдром21 (32%)48 (37%)Полименорея15 (23%)Полименорея19 (29%)34 (26%)Контроль20 n - число девочек в группе.
Диагноз устанавливался согласно МКБ-Х. В исследование не включались дети с дисгенезией гонад, постнатальной формой адреногенитального синдрома, гипофизарным нанизмом, сахарным диабетом и ожирением. Контрольную группу (К) составили 20 соматически и гинекологически здоровых девочек в возрасте 13-17 лет.
Во всех группах изучался анамнез жизни, семейный анамнез, гинекологический и соматический анамнезы, становление и характер менструальной функции. Кроме общего и гинекологического осмотров, всем больным проводились общепринятые клинико-лабораторные методы обследования: общие анализы крови и мочи, коагулограмма, определение общего белка крови, содержания глюкозы в сыворотке крови, печеночные пробы, ионограмма, определение уровня креатинина и мочевины, бактериоскопический анализ отделяемого из влагалища. Обследование включало также консультации смежных специалистов - эндокринолога, стоматолога, оториноляринголога, невролога.

2.1. Оценка физического развития девочек.
Для оценки физического развития измеряли массу тела (кг), рост (см), окружность грудной клетки (см), индекс массы тела по G. Brey (1978). Оценка физического развития девочек проводилась по данным А. Н. Баранова [30].

2.2. Оценка полового развития девочек.
Оценка наличия и выраженности вторичных половых признаков проводилась по трехбалльной системе, и вычислялся суммарный "балл полового развития" по формуле - Ma+P+Ax+Me, где каждый признак имел свой символ и свой коэффициент: молочные железы - Ma (1,2 балла), оволосение лобка - P (0,3 балла), аксиллярное оволосение - Ax (0,4 балла), характер менструального цикла - Me (2,1 балла).
Оценка полового развития проводилась по стандартам Уквальберг, Л. Г. Тумилович, М. В. Максимовой. При задержках полового развития при помощи составления половой формулы вычисляли степень задержки и дефицит полового созревания.
Определение степени оволосения проводилась по шкале Ferriman и Galway [30].

2.3. Всем девочкам проводили ультразвуковое исследование органов малого таза с использованием трансабдоминального датчика. Определяли длину, ширину и передне-задний размеры матки, толщину эндометрия, длину шейки матки, размеры яичников, наличие в них фолликулов и их диаметр. Полученные результаты сравнивали с аналогичными показателями контрольной группы и общепринятыми нормами [30, 70].

2.4. Для оценки эндокринной функции яичников использовалось кольпоцитологическое исследование (цитологическое исследование влагалищного отделяемого с подсчетом вагинальной формулы - индекса созревания и кариопикнотического и эозинофильного индексов) [57, 158].

2.5. Концентрацию гонадотропных гормонов (лютеинизирующего гормона (ЛГ), фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), пролактина (Прл)) и тиреотропног