РАЗДЕЛ 2
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИСПЕТЧЕРОВ УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ТРАССАХ
2.1. Теоретические основы методики обучения будущих диспетчеров управлению воздушным движением в экстремальных ситуациях на международных воздушных трассах
Непрерывный рост объемов международного воздушного движения постоянно выдвигает новые проблемы в такой сложной отрасли человеческих знаний как авиация. Наряду с успешным решением проблем технического характера с каждым годом возрастает проблема человеческого фактора. Современный уровень профессиональной подготовленности летного и диспетчерского состава не обеспечивает надежности человека в функционировании авиационного транспорта.
Проблема надежности в авиации может быть реализована с учетом таких факторов:
- высокого уровня социальной мотивации работников;
- хорошей профессиональной подготовленности специалистов;
- устойчивости их организма к неблагоприятным факторам;
- высокой интеллектуальной их работоспособности в экстремальных условиях профессиональной деятельности;
- высокой общей их работоспособности.
Многочисленными исследованиями [40, 42, 56, 86, 87, 88, 145] установлено, что профессиональная подготовка будущих диспетчеров УВД на МВТ должна обеспечивать не только усвоение необходимых знаний, навыков и умений, но и развитие таких психических качеств как эмоциональная устойчивость, внимание, память, мышление, находчивость, решительность и т.д., а процесс обучения будущих диспетчеров УВД не может быть организован как простое суммирование отдельных средств профессиональной подготовки и компонентов воспитательного процесса, а должен представлять собой диалектически развивающуюся систему [10, 19, 20, 85, 87, 135].
Системный подход может являться методологической основой организации процесса профессиональной подготовки, поскольку это позволит моделировать процесс обучения будущих диспетчеров управлению воздушным движением в экстремальных ситуациях на МВТ в виде системы или, точнее, подсистемы в системе профессиональной подготовки.
Научные исследования П.К. Анохина [9], И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина [19, 20], Н.В. Садовского [135], А.И. Уемова [142] и др. в области системного подхода и системного анализа позволяют научно обосновать методику обучения будущих диспетчеров управлению воздушным движением в экстремальных ситуациях на МВТ на базе анализа авиационных происшествий и дают возможность:
- провести данное диссертационное исследование с позиций системного подхода;
- разработать и систематизировать дидактическое наполнение методики обучения будущих диспетчеров управлению воздушным движением в экстремальных ситуациях на МВТ;
- представить процесс их обучения будущих как систему, которая интегрирована в систему их профессиональной подготовки;
- определить системообразующие факторы, объединяющие компоненты системы и направляющие их на достижение единого запрограммированного результата.
Стратегию научных поисков и тактику реализации их результатов на практике определяют понятия, поэтому в наших исследованиях будем руководствоваться понятием "система", данным П.К. Анохиным [9], и определением педагогической системы профессиональной подготовки, которое сформулировано Р.Н. Макаровым [87].
По определению П.К. Анохина [9], под системой следует понимать комплекс избирательно вовлеченных компонентов, взаимодействие и взаимоотношения которых принимает характер взаимосодействия, направленного на получение запланированного педагогического результата.
Данное понятие лежит в основе определения педагогической системы профессиональной подготовки как комплекса, включающего в себя эффективные средства, специфические процессуальные принципы, содержание, методы и приемы формирования профессионально значимых качеств, методы и критерии оценивания профессиональной готовности специалиста.
Системно-функциональный подход к профессиональной подготовке будущих диспетчеров УВД должен рассматриваться с позиций человеческого фактора, так как нарушения функционирования системы в первую очередь отражаются на взаимодействии с социально-биологической сущностью человека.
Так как, по утверждению И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина [19], исходным пунктом системного исследования является представление о целостности изучаемой системы, в нашем исследовании методика обучения будущих диспетчеров управлению воздушным движением в экстремальных ситуациях на МВТ (будучи представленной как часть системы их профессиональной подготовки) рассматривается как целостная система. Целью данной подсистемы, а, следовательно, и системообразующим фактором методики является их профессиограмма.
Структура разрабатываемой методики представлена целью, задачами, принципами, содержанием, методами, формами, техническими средствами обучения и методами оценивания готовности будущих диспетчеров УВД к работе на МВТ.
При этом под профессиональной готовностью подразумевается надежность человека в обычном и экстремальном режимах профессиональной деятельности, а главный смысл системного подхода заключается в том, что любую деталь исследования и наблюдения можно вписать в один из узловых механизмов внутренней архитектоники [86].
Системообразующие связи между компонентами методики способствуют достижению ее цели - формирования у будущих диспетчеров на базе анализа авиационных происшествий профессиональной надежности при управлении воздушным движением в экстремальных ситуациях на МВТ. А под профессиональной надежностью в данном случае следует понимать их умение вести безошибочный радиообмен на неродном - английском - языке в экстремальных ситуациях.
Таким образом, принимая во внимание тот факт, что с педагогической точки зрения подготовка будущих диспетчеров к управлению воздушным движением в экстремальных ситуациях на МВТ должна быть интегрирована в систему их профессиональной подготовки, при разработке методики обучения следует приме
- Київ+380960830922