РАЗДЕЛ 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Направления социально-политических изменений с учетом Интернет-коммуникации
Современные средства политической и массовой коммуникации, соответствующие характеристикам информационного общества, оказывают прямое влияние на технологии социального управления, что требует от государственных служащих применения новых принципов работы, как то: действие на основе коллективной ответственности, делового партнерства и сотрудничества с общественностью. Интернет-технологии, содействуя информатизации политических институтов, в несколько раз увеличивают возможности использования информации в рамках отношений государства и общества, полностью модифицируя способы государственного управления. Наиболее важный вклад в разработку данного направления внесли следующие ученые: Белинис Л., Гуторов В.А., Грачев Г.В., Давыдов А.О., Клифт С., Ковалевский В., Марков Б.В., Мелюхин И.С., Морозов И.Л., Песков Д.Н. и др. [см. 12, 13, 53-58].
Новая сетевая реальность поднимает новые вопросы, которые заключаются в двойственном характере распространения Интернет-коммуникаций в политической сфере: возможности Интернет могут быть использованы как для поддержания существующего социального порядка, так и в целях установления диктатуры или анархии в зависимости от социально-политических и экономических условий. С одной стороны, новые средства компьютерных коммуникаций, являясь по сути составной частью общественного блага, применяются, как правило, для достижения и поддержки стабильности в обществе. Теоретики, поддерживающие данную точку зрения, считают, что использование Интернет-коммуникации увеличивает доступ к государственной информации и повышает степень влияния на принятие политических решений со стороны общества с помощью интерактивной идентификации интересов, а также убирает посредников во взаимодействии граждан с государственными структурами, т.е. анонимность обеспечивает защиту личной информации. С другой стороны, с распространением глобальных информационно-коммуникативных технологий возникает опасность проведения новых радикальных экспериментов по социальному конструированию. Мнение сторонников данной концепции основывается на выявлении дополнительных барьеров, возникающих при осуществлении основных принципов демократии, а именно: проблемы цифрового неравенства, новых манипулятивных технологий, повышении контроля за деятельностью отдельного человека и др.
В рамках данного диссертационного исследования целесообразным является рассмотрение социально-политических изменений, сопровождающих развитие информационного общества. Исходя из такой постановки проблемы, оцениваются возможности сетевых средств коммуникации в реализации электронной демократии; освещается двойственность социально-политических изменений, отражающих суть проблемы использования сети в политике; обозначаются ключевые проблемы таковых преобразований.
2.1.1. Принципы электронной демократии
По мнению теоретиков информационного общества, степень информатизации всех социальных процессов определяет уровень развитости общества в глобальной системе, что и является основополагающим признаком информационного общества. До глобальной информационной революции политтехнологи работали с помощью традиционных средств массовой коммуникации, доступ к которым был ограничен кругом власть имущих. Посредством стандартизированных массовых коммуникаций они выходили на трансляцию культурных ценностей и форм поведения, диктовали собственные взгляды и мнения, актуализировали необходимые проблемы для общественных дискуссий. Для информационного общества свойственны другие ориентации, где основной задачей взаимодействия органов власти с обществом становится достижение при минимальных финансовых затратах максимального воздействия на людей. Рассмотрение применения новых информационно-коммуникативных механизмов в социальном взаимодействии и в политических процессах говорит об увеличении роли знания в социально-политических процессах. Поэтому основная установка трансформации государства в состояние сетевого общества реализуется путем проведения онлайн-референдумов и прямого участия граждан в обсуждении наиболее острых проблем, а также участия в принятии административных решений через систему World Wide Web и электронную почту.
Присутствие в глобальном информационном пространстве становится одним из определяющих направлений самопрезентации для политических акторов. Исходя из выводов о виртуализации общества, с помощью Интернет политическая среда определяется уже не бинарной схемой враг-друг, а виртуальными отношениями между образом и его символическим восприятием. Становление Интернет как средства политической коммуникации обуславливает возникновение и распространение новых форм отношений, предполагающих взаимодействие образов и знаков посредством виртуальной среды глобальной сети.
С развитием и распространением в социальной сфере глобальной сети компьютеров появились научные концепции, которые направлены на решение проблемы обособленности индивида и социальных групп от реализации политической власти благодаря увеличению их участия в политической жизни и переходу к информационному способу государственного управления. Современное развитие сетевых средств коммуникации позволило улучшить современные демократические режимы, раскрывая больше информации, способствуя прозрачности государственной деятельности и развивая новые формы политической активности.
Интернет в качестве нового коммуникативного средства предоставляет новые возможности интеракции друг с другом и работы с информацией независимо от политических запретов и цензуры, что свидетельствует о её либеральности и демократичности. Поэтому считается, что новые коммуникационные средства предоставляют шанс перейти от модели полиархии [см. 59] к виртуальной модели идеального государства как синтетической формы прямой, партиципаторной (демократия участия) и консенсусной (демократия обсуждения) демократии.