Ви є тут

Історичні передумови і теоретико-методологічні основи сучасної системи фізичного виховання.

Автор: 
Литвин Олександр Тарасович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U002661
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ПЕРИОД МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

2.1. Особенности развития физического воспитания в европейских странах

В период между первой и второй мировыми войнами развитие систем физического воспитания в различных странах протекало в тех же направлениях, что и в начале века. Одним из основных явилась модернизация традиционных методик немецкой и шведской гимнастики. Их содержание совершенствовалось с учетом биологических особенностей организма занимающихся, упражнения становились более естественными, в процессе занятий шире использовался материал популярных видов спорта. Развитие этого направления тесно увязывалось с совершенствованием систем дыхания и кровообращения, нервной и мышечной системы. Процесс физического воспитания в школе все в большей мере увязывается с закономерностями возрастного развития и дифференцируется для детей различного возраста. В этот период появляется ряд серьезных трудов в области теории и методики физического воспитания, медико-биологического обоснования системы физического воспитания. Среди них особо выделялись труды немецких специалистов Ф.А.Шмидта и Ф.Эккарда, французского - Мориса Буаже. Например, М.Буаже в 1933 году выпускает книгу по научным основам физического воспитания [254] в которой содержится фундаментальный материал по медико-биологическим и педагогическим основам физического воспитания, основам физического воспитания людей различных возрастных групп (от грудных детей до пожилого возраста). Подробно рассматриваются проблемы физиологии физических упражнений, питания людей, занимающихся физической культурой и спортом, оценки физического развития, профилактики и лечения спортивных травм, использования физических упражнений в качестве лечебного фактора и др.
Книга М.Буаже выдержала три издания во Франции, была переведена во многих странах мира, а также была удостоена премии французской медицинской академии. Примечательным явилось и то, что большинство исследований, которые легли в основу содержания книги, автор провел во французской армии, много лет был заведующим научной частью жуанвильской школы - центра подготовки преподавателей физического воспитания, главным образом для французской армии [79], что, однако, не помешало ему, все содержание своего руководства связать с проблемами гармоничного физического совершенствования человека, а не с задачами предвоенной физической подготовки.
Не менее интенсивно развивалось и, так называемое, рекреационно-спортивное направление, чему способствовали два обстоятельства. Во-первых, в различных странах мира проявляется стремление придать процессу школьного физического воспитания спортивную направленность, предоставить ребенку возможность заниматься избранным видом спорта, удовлетворить стремление человека к самосовершенствованию и самовыражению. Сторонники этого направления, например, Джой Нэш в работе "Воспитание характера в физическом воспитании" (1930), настаивая на реформе школьного физического воспитания, отмечал необходимость мотивации двигательной активности материалом вида спорта, наиболее подходящего конкретному человеку [269]. Он отмечал, что уже в школьном возрасте дети достигали высоких спортивных результатов, стремились попасть в команду школы, города, страны, добиться успехов в соревнованиях. Д.Нэш настаивал на том, что если такой подход к физическому воспитанию будет реализовываться, то дети до конца своей жизни будут поддерживать интерес и подыскивать условия для занятий любимым видом спорта [270]. Эрнст Йокл [263] отмечал, что в 30-е годы в англоязычных странах возникла проблема использования спорта в рекреационных целях, что было обусловлено необходимостью отвлечений от напряженного труда и переключения на иной вид деятельности. Это требует формирования у юношей и девушек увлечения спортом, которое сохранилось бы и после окончания школы. Многие специалисты, призывающие к развитию физического воспитания на основе занятий различными видами спорта, участия в спортивных соревнованиях считали, что такой путь способствует формированию социального поведения - далекого от антиобщественного нарушения спокойствия [269].
Во-вторых, развитию спортивного направления в школьном физическом воспитании во многом способствовали тренеры и менеджеры спортивных клубов. Они вовлекали детей и молодежь в спортивную подготовку и соревнования и настаивали на том, что традиционная система физического воспитания, основанная на гимнастике, сдерживает рост спортивных результатов и приводит к поражениям [266].
В тоже время в большинстве стран Европы не только не ослабло, а в ряде случаев усилилось, военизированное направление в физическом воспитании. Страны, одержавшие победу в войне, стремились закрепить свои завоевания, еще больше укрепить армию, подготовить молодежь к возможным грядущим военным конфликтам. В проигравших странах развивались реваншистские настроения, что не могло не затронуть сферу физического воспитания. Например, в Германии, уже начиная с 20-х годов, стала развиваться концепция подготовки к войне на основе компактной (по версальскому договору Германия не могла иметь армии численностью более 100 тыс.чел.), однако, превосходно подготовленной физически, технически и тактически армии при одновременной организации довоенной физической подготовки в учебных заведениях и спортивных организациях [266]. С приходом к власти фашизма в 1933 г. в кратчайшие сроки вся система физического воспитания и спорта была реорганизована и включена в русло общей милитаризации страны. В программы по физическому воспитанию были включены маршировка, бег с препятствиями, стрельба, метание гранаты. Начиная с 1934 г. в систему физического воспитания был включен, так называемый, спорт на местности (гелендешпорт), в программе которого были ходьба, бег, передвижения сомкнутыми и разомкнутыми рядами, преодоление препятствий, ориентирование по карте, компасу, звездам и другим ориентирам, во