Ви є тут

Індивідуально-типологічні особливості моторних компонентів у мнемічній переробці інформації

Автор: 
Волков Дмитро Сергійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U003779
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
С целью реализации поставленных в диссертационном исследовании задач и
подтверждению предполагаемой гипотезы исследования о влиянии
индивидуально-типологических особенностей протекания мнемических процессах в
психомоторной деятельности была составлена комплексная программа исследований.
Исследовательская работа проводилась на базе кафедры военной подготовки
Днепропетровского национального университета с 2001 по 2008 год. Проведение
экспериментального исследования проходило в три этапа.
Первый этап исследования включал в себя изучение и анализ психологической
литературы по вопросам исследования мнемических процессов, психомоторики и
индивидуально-типологических особенностей, что позволило нам уточнить объект и
предмет нашего исследования, обосновать цель и задачи для последующей
разработки методического аппарата, выбор методик исследования и контингента
испытуемых. В ходе первого этапа были изучены основные направления и подходы к
изучению процессов памяти, как одного из основных когнитивных процессов,
характер исследований моторных компонентов и времени различных типов реакций, а
также различные подходы к изучению и определению индивидуально-типологических
особенностей.
В процессе второго этапа экспериментального исследования были проведены
исследования индивидуально-типологических особенностей субъектов с помощью
методик: тест Айзенка Г. EPI [167], опросник рельефа психического состояния
личности (РПСЛ) Прохоров А.О. [155, 156], комплекс сенсомоторных проб на
определение межполушарной асимметрии головного мозга [168], психомоторная
реакция по определению скоростных качеств правой и левой руки (тест «0») [71] и
проведение серии лабораторных экспериментов по измерению времени моторной
реакции, сложной сенсомоторной реакции с выбором и реакции принятия решения,
исследования проводились с помощью ПВК.
С целью реализации экспериментального исследования нами была создана и
апробирована авторская методика, которая позволила фиксировать временные
параметры моторной, сложной сенсомоторной реакции с выбором и реакции принятия
решения. При регистрации временных показателей моторных компонентов
фиксировалось не только среднее время реакции (в моторной и сложной
сенсомоторной реакции с выбором), но и минимальное и максимальное время.
При исследовании сложной сенсомоторной реакции с выбором и реакции принятия
решения был введен показатель суммарного количества предъявлений с заданной
вероятностью появления информации. В ходе исследования процесса принятия
решения, в сериях А и Б использовалось окно подсказки (показ предыдущих
направлений стрелки).
Инструкции к проведению созданной методики "теппинг-тест" (исследование
моторной реакции). Обследуемому давалось задание работать обязательно с
максимальной частотой в течение 30 секунд. Критерий постановки диагноза ему не
сообщается. Вместо этого экспериментатор говорил, что определяется максимальная
частота движений, и что чем больше количество движений совершает обследуемый за
30 секунд, тем лучше. С помощью теппинг-теста определяется выносливость нервной
системы, поэтому обязательным условием выполнения теста для определения силы
нервной системы является работа в максимальном темпе. Для мобилизации работы
лиц выполняющих задание, в ходе проведения эксперимента проводилась
дополнительная внешняя стимуляция. Однако основной упор делался на внутреннюю
стимуляцию самого испытуемого (установка на качественное выполнение задания).
В ходе проведения исследования по теппинг-тесту регистрировались следующие
параметры:
- время минимального интервала между нажатиями t1;
среднее время между нажатиями в ходе всего испытания T1cp;
время максимального интервала между нажатиями T1;
общее количество нажатий за 30 секунд N1;
- количество нажатий за каждые 5 секунд ni.
При диагностике результатов сложной сенсомоторной реакции с выбором инструкция
усложнялась: "Ваша задача, как можно скорее и по возможности без ошибок,
нажимать такие стрелки, какие Вы увидите на экране монитора". Испытуемым
сообщалось, что проверяется уровень внимания.
В ходе проведения исследования регистрировались следующие параметры:
- минимальное время сенсомоторной реакции t2;
среднее время реакции в ходе всего испытания Tcp2;
максимальное время реакции T2;
количество ошибочных реакций в ходе эксперимента No2.
Всего, испытуемым предлагалось 100 предъявлений стрелки, в случайном порядке с
вероятностью предъявлений 0,25 и 0,75 (в левую и правую сторону).
При проведении исследований параметров реакции принятия решения инструкция
отличалась от предыдущих, т.к. исследование проводилось посредством трех серий.
Текст инструкции: «В данном задании Вам предъявлено на экране четыре окна:
главное окно предъявлений (в центре экрана);
окно для предсказаний (появляется вверху над главным окном);
окно для повторений (появляется внизу под главным окном);
окно подсказка - показывает последние 10 предъявлений.
Ваша задача: отреагировать на стимул нажатием соответствующей кнопки на
клавиатуре при появлении стрелки (влево и вправо) в главном окне. При появлении
окна для предсказаний Вы должны указать, какое, на Ваш взгляд, должно быть
следующее предъявление. После того, как Вы предсказали последующий стимул,
появляется окно для повторений, где вам необходимо указать предыдущее
предъявление стрелки. Всего в каждой серии было двадцать предъявлений. Тест
может быть закончен раньше, если 5 подряд предсказаний окажутся правильными».
Перед второй и третей серией испытаний проводилось дополнительное внешнее
сти