Ви є тут

Депресивні розлади у хворих на дистимію (клініка, діагностика, терапія)

Автор: 
Завалко Юрій Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U004881
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ
Для решения поставленных задач в исследовании были использованы:
1) клинико-психопатологический метод, включающие оценку жалоб, клиническую
беседу, сбор клинического анамнеза, клиническое наблюдение с последующей
постановкой диагноза в соответствии с критериями МКБ – 10. Применение
клинико-психопатологического метода было дополнено использованием
психометрических методик: шкалы Гамильтона для объективной оценки депрессий
(HDRS) [235], шкалы Цунга для самооценки депрессий [313], шкалы суицидальных
признаков для оценки выраженности суицидальных намерений [113];
2) методы патопсихологического исследования, включающие: методику
многофакторного исследования личности Р. Кэттелла [62, 216]; шкалу самооценки
ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера и Ю. Ханина [145], тест
неоконченных предложений Сакса и Леви [289];
3) методы статистической обработки полученных данных [161].
2.1 Клинико-психопатологический метод
Целью использования клинико-психологического метода было изучение основных
этиопатогенетических механизмов формирования и закономерностей течения
дистимии, особенностей клиники и течение данной патологии.
Клинико-психопатологическое обследование включало изучение в статике и динамике
жалоб больного, анамнестических данных, соматического, неврологического и
психического состояния больного.
Проводился анализ наследственной отягощенности нервно-психическими
заболеваниями, особенности раннего психофизического развития, воспитания,
психотравмирующие ситуации, как в детском, так и во взрослом возрасте
особенности формирования социальных контактов, их характер и эффективность,
образование, трудовая деятельность до болезни и в период заболевания, семейный
статус, и удовлетворенность семейными отношениями, преморбидные черты личности,
перенесенные заболевания на разных этапах жизни [18, 190].
При изучении психогений особое внимание уделялось истории их происхождения,
актуальности для больного, динамике изменения отношения больного к
психотравмирующим ситуациям на всем протяжении течения болезни [63].
Изучение психического статуса включало оценку контакта, внешнего вида, мимики,
жестикуляции, позы, изучалось отношение к своей болезни, особенности поведения,
эмоциональной и когнитивной деятельности, степени критичности. Ведущее место
отводилось изучению жалоб больного.
В эмоциональной сфере оценивали настроение, устойчивость эмоциональных реакций,
влияние внешних факторов на стабильность эмоциональной сферы. Особое внимание
уделялось изучению способностям больного регулировать свое эмоциональное
состояние.
Анализ болезненных проявлений включал определение ведущих симптомов и
синдромов, их динамики, связи со временем суток, биоритмами оргнизма и
условиями внешней Среды. Оценивалась степень влияния психопатологии на жизнь
больного и его работоспособность [18, 63, 183].
Личностные особенности больных дистимией изучались посредством клинической
беседы. Процесс диагностирования личностных особенностей и степени их
выраженности были условно разделены на три этапа: на первом этапе беседы врач
определял круг возможных личностных особенностей больного; на втором этапе, из
круга возможных личностных особенностей выделялась одна, - наиболее выраженная;
и наконец, третий этап клинической беседы - практическое подтверждение
диагностируемых личностных особенностей пациента путем анализа результатов
смоделированных в беседе психологических ситуаций на подозреваемое личностное
качество.
На первом этапе диагностического процесса больного просили высказаться о
собственном отношении к своему характеру и устно изложить свою автобиографию. К
самохарактеристике обследуемого необходимо подходить критически, учитывая, что
обследуемый не обо всем говорит откровенно, некоторые черты характера и
связанные с ним поступки скрывает, некоторые сознательно, подсознательно
приписывает себе. Распознание этой информации помогает определить, к каким
чертам характера стремиться обследуемый, а от каких старается избавиться.
Правильность или ошибочность наблюдений и выводов подтверждает анализ поступков
больного, его поведения в конкретной ситуации. На этом этапе необходимо
расспросить обследуемого об особенностях его развития в детстве, дошкольном и
школьном возрасте, студенческие годы и в последнее время. В течении расспроса
врач наблюдает за мимикой, жестикуляцией, интонацией испытуемого и при
подозрении на ложные ответы, их несоответствии сказанному останавливается на
этом и задает дополнительные вопросы, требуя приведения примеров на каждый
ответ, продолжая следить за поведением обследуемого.
С момента выделения круга возможных психологических качеств у обследуемого,
начинается условно выделенный второй этап диагностирования личностных
особенностей - дифференцированный опрос. Этот опрос проводится по схеме: вопрос
- ответ - пример - отношение к сказанному (выявляемое в наблюдении за
поведением в ходе опроса).
После того, как врач выделил конкретные особенности личности, наступает третий,
заключительный этап диагностирования личностных особенностей больного - этап их
практического подтверждения путем анализа результатов, смоделированных в беседе
психологических ситуаций. Подбор, моделирование психологических ситуаций, их
разрешение строятся с учетом выделенных особенностей в поведенческой,
эмоциональной и познавательной сферах, защит, "слабых мест" психической
деятельности личности. Развертывание смоделированной ситуации происходит между
врачом и обследуемым по принципам ролевой игры [273]. В случае подтверждения
личностн