Ви є тут

Лексико-семантичні групи прикметників зі значенням "сміливий" та "болязливий" в сучасній німецькій мові (системно-квантитативні аспекти)

Автор: 
Когут Лариса Федорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U004981
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СЕМАНТИКА ДРЕВНЕВЕРХНЕНЕМЕЦКИХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ВЫРАЖАЮЩИХ ПОНЯТИЕ ‘ВРЕМЯ’
2.1. Особенности зарождения понятия ‘время’ в древности
Древние люди имели узкий горизонт конкретно-чувственного, ассоциативного, а
потому неизбежно поверхностного, внешнего восприятия окружающего мира.
Мировосприятие было дуалистическим и основой такого “сдвоенного” понимания была
нерасчлененность сферы практической деятельности, где использовались в единстве
пространственно-временные и причинно-следственные связи между процессами,
предметами и явлениями [50; 143; 144; 145; 146; 147]. “На ранней ступени
формирования человека его мышление носило еще примитивный характер. Оно было
непосредственно включено в практические действия человека. Человек отражал
тогда действительность лишь в форме восприятий и общих представлений.
Конкретные чувственные образы занимали у него преимущественное место.
Достоянием сознания было лишь то, что показывал глаз, осязала рука и слышало
ухо. Содержание мышления не шло глубже наглядно воспринимаемых и представляемых
связей и отношений между предметами” [125; с. 57]. Первоначально сознание
фиксировало лишь повторяемость, последовательность, внешние связи между
явлениями природы, а между ними и деятельностью людей, но еще не могло
адекватно отражать сущность этих взаимосвязей и самих явлений. Природа
воспринималась как единое целое, за многообразием ее форм и повторяемостью
событий стояло действие некоего целесообразного механизма, который осуществлял
связи между отдельными звеньями жизненного процесса по принципу переноса
знакомого, привычного на неведомое, таинственное.
В первобытных обществах изменение рассматривалось не в виде непрерывного
процесса, происходящего во времени, а как прерывистое и скачкообразное. Тогда
было принято считать, что принципиальные изменения в природе происходят
внезапно, но неизбежно в круговороте с определенным ритмом. Аналогично этому
протекание жизни человека представлялось в виде различных периодов,
прерывающихся неожиданными кризисами и переменами.
Мышление первобытных людей являлось в основе своей мистическим, и поэтому
древнейшие представления человека нашли свое отражение в мифах, легендах, в
быту. Мифы, истоки которых теряются на границе животного и социального миров,
выполняли своеобразную функцию посредников между человеком и отражаемыми им
реально существовавшими, регулярно повторяющимися событиями. Ко времени
появления письменных памятников представления человека прошли длительный путь
развития и подверглись большим изменениям. У первобытного человека появились
уже такие понятия, как земля и небо, луна и солнце, смена дня и ночи, восход и
заход солнца и луны.
Так, в Египте издавна существовал культ мертвых и различались две фазы бытия:
небесная и подземная, но мыслились они как единое целое. Это нашло отражение в
наименование божества Ра-Осириса (Ра – бог солнца, Осирис – бог мертвых) [116,
с. 267-268; 119, с. 358-359]. Во многих мифах говорится, что бог Ра в своей
ладье проходит дневной и подземный миры, где ему приходится вести борьбу с
многочисленными врагами [120; 66; 191; 140]. ‹‹Солнечное божество Ра
олицетворяло первоначально единичный цикл в движении по дневному и ночному
небу, но постепенно двойственность в различии день-ночь привела к появлению
лунного божества – бога Тота [120, с. 51-522]. Однако из двух богов главным
остается Ра, а Тот является лишь его заместителем, отражением солнечного
света›› [131, с. 177-178]. У древних египтян было противопоставление света и
тьмы, дня и ночи, добра и зла.
У древних индусов и иранцев бог Митра олицетворял день, бог Варуна – ночь,
соответственно “дневное солнце – ночное солнце”, причем каждый из них мог
принимать качества другого [141, с. 218, 142, с. 154-155]. Их
противопоставление никогда не было враждой или соперничеством [41, с. 42].
Также бог Зевс представлял собой “два мифических элемента, объединенных в одно
целое” [90, с. 26-27]. Он – небо и земля, море и воздух, бог ясной и пасмурной
погоды, светлый бог и темный бог [91, с. 90-91].
Мифология дала богатейший материал, раскрывший во многом воззрения древних на
пространство, время, добро, зло, свое и чужое и иные явления мироздания,
скреплявшие его в древнем сознании в единое целое. В мифах индоевропейских
народов время мыслится бесконечным и изначальным, с другой стороны, оно
приписывается только земному нижнему миру, а в верхнем мире его нет, но
“сотворяется” оно там и оттуда отправляется на землю. Земное время конечно и
тленно и может уходить обратно наверх. Время как нечто иллюзорное и чувственно
неощущаемое мифологически отождествляется с реально сущим и предстает либо в
образе реки, либо персонифицируется в образе старца или богини с прижатыми к
губам пальцами и т. д. Перефразируя высказывание О.М.Фрейденберг, глубоко и
всесторонне исследовавшей мифологическое сознание в том виде, как оно отражено
в литературе отдаленных эпох, можно сказать, что время для древнего человека,
отождествлявшего одушевленное и неодушевленное, представлялось и предметом, и
человеком, а предмет и человек – временем [154, с. 103].
Древние соотносили время с большим числом объектов действительности. М. М.
Маковский пишет, что “время отождествлялось с числом, кругом, с мировым древом,
горой, с земноводными, с водой, с огнем” [92, с. 103]. В упомянутой работе
исследователь раскрывает глубинные связи между особенностями архаического
восприятия времени и языческими символами и действами. Последние
рассматриваются как яркие проявления “стремления приобщиться к божественному
Времени и вы