Ви є тут

Психологічні особливості життєвих перспектив підлітків, які виховуються в різних соціальних умовах

Автор: 
Орловська Ксенія Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U005773
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел II
Методические основы исследования особенностей жизненных перспектив у
подростков, КОТОРЫЕ ВОСПИТЫВАЮТСЯ В СЕМЬЯХ И ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1. Задачи и этапы эмпирического исследования
Реализация цели нашего исследования предполагает постановку таких
эмпирико-методических задач:
1) диагностику содержательных и формальных признаков жизненных перспектив у
подростков;
2) диагностику показателей ценностно-смысловой, мотивационной сферы и
индивидуально-психологических свойств личности, связанных с показателями
жизненных перспектив;
3) поиск взаимосвязей между изучаемыми показателями (корреляционный и факторный
анализ);
4) выявление групп подростков: а) с определенным конструктом жизненных
перспектив (моновариативным, поливариативным); б) по условиям социализации
(воспитывающиеся в семьях и в школах-интернатах); в) по возрасту;
5) исследование содержательных и формальных признаков жизненных перспектив в
условно выделенных группах подростков.
Предмет и задачи исследования определили выделение следующих его этапов:
подготовительный, диагностический, аналитико-интерпретационный.
На подготовительном этапе была определена репрезентативная выборка испытуемых,
отобраны конкретные психологические методики, направленные на диагностику
показателей содержательной стороны жизненных перспектив и изучаемых свойств
личности и индивидуальности. Определены главные (дедуктивная и индуктивная)
стратегии для разработки новой методики, направленной на диагностику
психологических особенностей жизненных перспектив у детей подросткового
возраста. Разработан и апробирован теоретико-гипотетический конструкт новой
методики. На данном этапе также были отобраны математико-статистические
процедуры для обработки результатов исследования и проверки конструкта
созданной проективной методики «Незаконченные предложения» по психометрическим
основаниям.
Рассмотрим кратко результаты данного этапа. Всего в исследовании принимали
участие 360 подростков. Для проверки конструкта методики на дискриминативность,
надежность и валидность была отобрана выборка подростков в возрасте от 14 до 16
лет в количестве 160 человек.
В основную выборку исследования вошли 200 подростков, их результаты отвечали
требованиям психодиагностической процедуры обследования (соблюдение правил
формализации, унификации, стандартизации, надежности и достоверности получаемых
результатов).
Определяя основную выборку, мы стремились привлечь подростков, воспитывающихся
в разных социальных условиях (семья, школа-интернат), разных возрастных групп
(14, 15, 16 лет) и пола (мальчики, девочки). В конечном результате основную
выборку составили две группы (подвыборки). В первую группу вошли учащиеся 9 –
11-х классов в возрасте от 14 до 16 лет школ-интернатов № 1,4 г. Одессы в
количестве 100 человек. Во вторую группу вошли учащиеся 9 – 11-х классов в
возрасте от 14 до 16 лет общеобразовательных школ № 84,107,122 г. Одессы в
количестве 100 человек.
В диагностический комплекс мы отобрали широко известные, классические методики
и специально разработали в соответствии с целями исследования авторскую
методику. Отобранные методики предназначены для изучения психологических
особенностей жизненных перспектив, ценностно-смысловых ориентаций и
индивидуально-психологических свойств личности подростков. Так, для диагностики
показателей ценностно-смысловой сферы применялись: тест-опросник «Уровень
соотношения ценности и доступности в разных жизненных сферах», автор
Е.Б.Фанталова, «Тест Смысложизненных ориентаций», автор Д.А.Леонтьев; для
диагностики индивидуально-психологических свойств личности подростка
использовались: тест-опросник «Направленность личности», авторы В.Смекал и
М.Кучер, методика «Мотивация аффилиации», автор А.Меграбян в модификации
М.Ш.Магомед-Эминова, «Шестнадцатифакторный личностный опросник», автор
Р.Кеттелл, «Патохарактерологический диагностический опросник», автор А.Е.Личко,
«Опросник эмоциональной зрелости», автор А.Я.Чебыкин. С целью исследования
содержательных и формальных показателей жизненных перспектив применялась
специально разработанная нами методика «Незаконченные предложения».
Математико-статистические процедуры включали стандартные методы математической
обработки материалов исследования, представленные наиболее известной и
доступной компьютерной статистической программой SPSS v.12.0.
Второй диагностический этап. Основной задачей данного этапа стал
диагностический сбор всех изучаемых показателей. При организации
психодиагностического исследования нами выделены и реализованы три основные его
фазы: подготовка исследования, инструктирование и мотивирование испытуемых,
проведение исследования.
Фаза подготовки включала: выбор помещения, уточнение инструкций, отладки
диагностической процедуры. Фаза инструктирования и мотивирования – подачу
четкой, доступной, регламентирующей информации с мотивационными компонентами
для снятия у подростков экспериментальной тревоги и избегания дополнительных
развернутых комментариев, раскрывающих суть научного исследования. Фаза
исследования – проверку дееспособности подростков (их желание участвовать в
исследовании, самочувствие и психическое состояние), контроль за поведением
подростков при выполнении заданий, регистрацию ответов подростков и
протоколирование «постэкспериментального» интервью.
Третий аналитико-интерпретационный этап. Данный этап предусматривал
количественный и качественный анализ полученных эмпирическим путем данных.
Количественный анализ предполагал: 1) применение корреляционного анализ