РАЗДЕЛ 2
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СУБЪЕКТА:
ГЕНДЕР В СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ
2.1. Гендер в структуре психоаналитического субъекта (на примере классического
психоанализа)
2.1.1. Психоанализ как теоретический источник для гендерной теории субъекта.
Проблема взаимоотношения психоанализа в его обеих известных формах –
классической фрейдовской и неклассической лакановской – и гендерной теории
достаточно неоднозначна. С одной стороны, гендерные теоретики в траковке
проблемы субъекта опираются на методологию психоанализа, поскольку – по
аналогии с постмодернизмом – психоаналитическая концепция субъекта, также
исследующая параметры телесности (бессознательного и сексуальности) в структуре
субъективности, дает возможность для дискурсивного обоснования в современной
философской антропологии теории гендерно-маркированной субъективности
(разделенной по параметрам пола и сексуального различия); с другой стороны,
идеология психоанализа в интерпретации пробемы гендерной и особенно женской
субъективности подвергнута ими решительной критике [285; 291; 362; 420].
Главное значение психоаналитической концепции субъекта по сравнению с
постмодернизмом для гендерной теории субъекта состоит прежде всего в том, что
она делает специальное понятие «женской субъективности» одним из ведущих в
психоанализе [106]. Значение концепции «женской субъективности» для гендерной
теории субъекта при этом состоит в том, что именно на его основе в гендерной
теории позже возникает новое понятие «гендерной субъективности»: акцентация
понятия «женской субъективности» в психоанализе помогает со всей отчетливостью
постаить вопрос о половых различиях в структуре классического субъекта,
позволяя различать в ней мужские и женские показатели, каждый из которых вносит
свой собственный вклад в современную философскую эпистемологию и процесс
познания в целом. Поэтому гендерная теория субъекта, пришедшая на смену
психоаналитической и феминистской теориям субъекта (для которых понятие
«женской субъективности» является одним из ведущих) не отказывается от понятия
«женской субъективности» в философской антропологии, а, напротив, развивает его
и дополняет другими типами половой дифференциации в современной культуре –
мужским, гомосексуальным и транссексуальным.
Кроме того, значение психоанализа для гендерной теории субъекта состоит и в
том, что психоаналитический дискурс, так же, как и гендерный, представляет
собой вызов классическим концепциям унифицированного и саморепрезентирующегося
субъекта традиционной философской антропологии в условиях патриархатной
культуры, заменяя абстрактного субъекта классической философской антропологии
гендерно-маркированным субъектом психоанализа, формирующемся в семье и семейных
отношениях.
Одновременно огромное значение для гендерной теорий субъекта имеет то, что
психоанализ рассматривает структуру гендерной идентичности на основе анализа
механизма психической и социальной репрессии, то есть анализа того, как именно
бессознательные гендерные стереотипы «мужского» и «женского» патриархатной
культуры конституируют гендерно-маркированную субъективность, сводя ее к той
или иной жесткой, ригидной модели гендерной идентичности. Можно сказать,
психоаналитическая теория предлагает определенную концептуальную схему,
благодаря которой получают объяснение не только феномены сознания, языка и
значения, но и феномены бессознательного в конструировании стереотипов
«мужского» и «женского» в патриархатной культуре [106]. Особенностью гендерного
подхода к проблематике субъекта также является анализ патриархатных (в том
числе бессознательных) гендерных стереотипов культуры – то есть того, через
какие именно социальные гендерные нормы и стереотипы субъект репрезентирован в
социуме; отличие от психоанализа состоит в том, что гендерная теория субъекта
не ограничиваются сферой дискурсивного анализа гендерной и женской
субъективности в культуре, а предлагает практические стратегии для преодоления
традиционных гендерных стереотипов и генденого неравенста в обществе.
Особой заслугой психоаналитических теорий субъекта для гендерной теории
субъекта является то, что на примере феномена бессознательного, традиционно
ассоциирующегося с женским в философии и традиционно смещенным на ее периферию,
психоанализ делает женское одним из центральных феноменов культуры [87], а
значит – обеспечивает дискурсивные возможности для понимания природы женской
субъективности и репрезентаций женского в соременной философской антропологии
[152].
2.1.2. Фрейдовская теория гендера: понятие «гендерно-маркированной»
субъективности в классическом психоанализе.
Заслуга классического, или фрейдовского психоанализа состоит в том, что вместо
абстрактного субъекта классической философии он впервые в философской
антропологии специально исследует специфику гендерных (определяемых по признаку
пола) параметров в психической структуре идентичности (не случайно в этом
контексте философская концепция «второго пола» Симоны де Бовуар,
реактулизующей, как уже было сказано, феминистский дискурс в культуре,
опирается в качестве методологической основы не только на экзистенциализм
Сартра, но и на психоанализ Фрейда). В частности, Фрейд показал, что мужская и
женская индивидуальности формируются в семье, что «женщина» и «мужчина» живут
не среди абстракций, как это предполагалось в классической философии: они живут
с отцом, матерью, братьями, мужьями, женами, сестрами и т.п. Поэтому
психоанализ в первую очередь изучает психологические контексты именно этого
круга отношений – то есть гендерные отношения в семье. В то же в
- Київ+380960830922