РАЗДЕЛ 2
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА
2.1. Социальная идентичность в системе идентичности личности
2.1.1. Взаимоотношение личностной и социальной идентичности
Проблема взаимоотношения и взаимосвязи личностной и социальной идентичности
является одной из наиболее сложных в психологии. Социальная идентичность обычно
трактуется в терминах группового сходства и соединена с групповым подобием;
личностная идентичность рассматривается как набор индивидуальных характеристик
и связана с отличием личности от всех других людей. Большинство исследователей
опирается на представления о взаимоисключении этих двух видов идентичности
[213;346;347;352]. Однако результаты работ последних лет указывают на
взаимосвязь данных видов идентичности. Так,M. Jaromowic установил, что феномен
личностной суперконформности демонстрирует положительную взаимосвязь групповой
идентификации и личностной дифференциации по признаку соответствия групповым
стандартам [263]. Однако исследователям не удалось доказать, что данный феномен
действует в разных культурных контекстах.
Анализ теорий идентичности показывает, что главными компонентами идентичности
являются индивидуальная, или «Я», идентичность (которая включает ролевые
идентичности) и коллективная, или «Мы», идентичность (объединяющая групповые
идентичности и социальные категории). Индивидуальная идентичность, по мнению P.
A. Thoits и L.V. Virshup,– это «результат идентификации себя как определенного
типа личности», тогда как социальная идентичность- это «результат идентификации
себя с группой или категорией в целом» [350, c.106]. Различные теории могут
быть разделены на две группы в соответствии с тем, как они определяют
социальную идентичность: в терминах социальных ролей и социальных типов или в
терминах демографических характеристик и группового членства.
Личностную идентичность можно обозначить как набор черт или иных
индивидуальных характеристик, отличающихся определённым постоянством или, по
крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющей
дифференцировать данного индивида среди других людей. Понятие личностной
идентичности наиболее активно разрабатывается в современной зарубежной
психологии. Появление термина «идентичность» в психологии связано с именем Э.
Эриксона, чьё определение было приведено выше. В рамках аналитического подхода
данной проблемой занимались такие учёные, как J.Marcia, А.Vaterman, которые
внесли некоторые поправки и дополнения в первоначальную теорию.
Понятие личностной идентичности отражает идею уникальности каждого индивида,
наличия специфичных черт, отличающих индивида от других. В науке до сих пор нет
четкого определения личностной идентичности, однако все теории сходятся в том,
что индивид знает о своих различиях с остальными людьми. Это знание может
возникнуть только в процессе взаимодействия с другими, и индивид оценивает себя
как идентичного самому себе; другими словами, личностная идентичность включает
как тождественность самому себе, постоянство в пространстве и времени, так и
различия с другими людьми. Это определение не исключает того, что стабильность
идентичности является относительной, может зависеть от контекста и изменяться
во времени.
Социальная идентичность - это «часть я- концепции, возникающая на основе его
знаний о членстве в социальной группе (или группах) вместе с эмоциональной
значимостью и ценностью членства в этой группе» [346, c.251]. Причисление к той
или иной группе может быть как сознательным, так и бессознательным. К
основаниям становления социальной идентичности относятся такие феномены, как
общественное разделение труда, различие статусов и ролей, культур, исторических
судеб народов и формирование специфических интересов каждой общности.
Итак, социальная идентичность связана с чувством общности с другими людьми,
личностная идентичность подчеркивает различия индивида с ними. Это понимание
идентичности приводит к проблеме противопоставления, конфликта между личностной
и социальной идентичностью. Отсутствие дифференциации (социальная идентичность)
и наличие дифференциации (личностная идентичность) рассматриваются как два
полюса, между которыми формируется человеческое поведение. Трудно представить,
как человек может чувствовать свою общность и свое различие с одними и теми же
людьми одновременно. Ниже мы обсудим некоторые теории, объясняющие
взаимодействие социальной и личностной идентичности.
Разведение личностной и социальной психологии- хотя и эксплицитно- было сделано
в начале возникновения современного психологического мышления. В конце 19 века
Вильям Джеймс [263] подчеркнул различие между «I» и «Мe» и высказал идею
дуальности саморепрезентации. Эта идея оказала значительное влияние на Дж. Мид
[284]. В его теории социальная идентичность рассматривается как результат
неосознаваемого процесса принятия норм, привычек, ожиданий, соответствующих
социальной группе, к которой принадлежит личность. В отличие от социальной,
личностная идентичность возникает в ходе размышлений о себе, рефлексии своего
поведения. Поэтому социальная идентичность, или «Me» в терминологии Дж. Мид,
является детерминированной особенностями поведения и установок группы;
личностная идентичность, или «I», характеризует неповторимую личность с
собственной оценкой социальных ситуаций. «I» и «Мe» находятся в непрерывном
взаимодействии, при этом индивид вносит свой вклад в непрерывное развитие
общества, а общество неустанно формирует индивида. Такое понимание соотношения
личностной и индивидуальной идентичности, конечно же, является очень
упрощенным. Оценка двух видов идентичности как социально обусловленных и
отражающих индивидуальнос
- Київ+380960830922