раздел II. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
"ПРИЧИННОСТЬ", "ПРИЧИНА",
"ПРИЧИННАЯ СВЯЗЬ"
Причинность занимает одно из главных мест в категориальном аппарате человеческого познания и веками стояла и стоит в настоящее время в центре философских дискуссий. И это несмотря на то, что, как пишет широко известный философ и естествоиспытатель В. Я. Перминов, "понятие причинности - одно из наиболее употребительных понятий обыденного языка"61. Но считается, что как раз это обстоятельство в некотором роде и затрудняет уяснение философского смысла причинности, как и других категорий, "обыденное значение которых известно человеку с ранних лет его жизни"62. В смысл слова "причина" в быту не вникают, он, на первый взгляд, понятен без всяких пояснений. Но этот смысл начинает "ускользать" при попытке обстоятельно его сформулировать. В этом видят одно из обстоятельств, в силу которых, как уже говорилось, проблема причинности, несмотря на ее многовековую историю, далеко еще не разработана философами.
"Семантическое разнообразие" категории причинности подчеркивают многие авторы (М. Бунге, А.А. Кузьмина, В.В. Чухно, Р.С. Сейфуллаев и др.). Многозначность данного термина объясняют не только сложностью проблемы, но и "различием исследовательских приемов, способов анализа, выделением различных критериев"63.
2.1. Причинность как основополагающий принцип
Термин "причинность" используется философами в первую очередь как выражение основополагающего принципа Содержание причинности как принципа формулируют в виде следующих высказываний:
"Всякое событие (явление, вещь) имеет свою причину (причинно обусловлено). Не существует событий (явлений, вещей), которые не имели бы порождающих их причин (не были бы причинно обусловлены). Всякое событие (явление, вещь) порождает некоторое следствие (служит причиной некоторого другого события)"64.
Думается, очень важно четко представлять себе следующее: то, что каждое явление имеет свою причину, никоим образом не означает, будто два любых, произвольно выхваченных из всеобщей связи явления, непременно находятся между собой в причинной связи. Ничего подобного принцип причинности не предполагает, именно поэтому он и является лишь частным случаем принципа детерминизма. Наоборот, каждому хорошо известно, как трудно бывает доискаться до причины какого-то явления, вычленить именно ее среди всех других явлений, тем или иным образом с ним связанных.
Справедливо отмечаются, что "в некоторой ограниченной предметной области всегда имеются события, для которых невозможно отыскать причину среди известных событий". Но это вовсе не означает, что такой причины нет вообще. "При расширении данной области, - пишет И.С. Ладенко, - отыскиваются причины тех событий, для которых раньше их нельзя было указать и, следовательно, тех событий, которые прежде их как бы не имели. Потенциальная бесконечность содержания познания обосновывается гипотезой о бесконечности материи... Возможность же бесконечного расширения предметной области служит предпосылкой для оправдания принципа причинности"65.
Иными словами, сущность принципа причинности заключается в том, что нет таких предметов, явлений, процессов, которые не имели бы причины своего возникновения, изменения либо исчезновения. В этом смысле причинность выступает как всеобщий ориентир научного изыскания, как идеал познавательной деятельности. Он заранее настраивает исследователя на то, что объект познания должен иметь свою причину, поиск которой и составляет главную задачу исследования. Каждая наука приспосабливает этот принцип к своим потребностям и с его помощью обосновывает возможность отыскания причин любого, казалось бы, самого загадочного явления.
Принцип причинности часто раскрывают посредством еще и такого суждения: "Одинаковые причины порождают одинаковые следствия". В этой интерпретации он долгое время фактически господствовал в науке. Во многих философских произведениях приводятся слова Нильса Бора: "Самый глубокий фундамент науки - это уверенность в том, что в природе одинаковые явления при одинаковых условиях наступают от одинаковых причин"66.
Думается, однако, что фундаментальность этого принципа можно считать серьезно поколебленной. Основания к этому видятся достаточно вескими. Поясним, почему. Физики считают доказанным, что не только практически, но и на сугубо теоретическом уровне, двух одинаковых объектов не может существовать в принципе. Даже если представить, что два неких тела (явления) совпадают, казалось бы, по всем мыслимым параметрам, они не могут в одно и то же время одновременно находиться в одной и той же точке пространства. Поэтому трудно возразить и философу Б.С. Украинцеву, который рассуждает так: если ни про один объект нельзя сказать, что он тождествен себе на протяжении своего существования, то тем более невозможно говорить о тождестве объектов из какого-то их множества, которые отличаются друг от друга хотя бы потому, что занимают разные места в пространстве. Вследствие этого они имеют различные физические характеристики. В объективном мире не бывает тождественных объектов. Речь может идти только о сходных по какому-то выделенному признаку или признакам объектах. Не может быть тождественных причин, условий и самих следствий. Поэтому, заключает автор, "мы вправе поставить вопрос об уникальности каждого причинения и поставить под сомнение точность старой (к сожалению, приводимой и по сей день в учебниках) формулы: одна и та же причина в одних и тех же условиях производит одно и то же следствие"67. Понятно и то, что если какие-то "одинаковые" явления происходят в одной и той же точке пространства - то это возможно лишь в разное время, и уже потому одинаковыми они быть не могут. Это тем более справедливо, что категория "время" давно приобрела статус физической величины.
Эти, на первый взгляд, предельно абстрагированные от практики, рассуждения в действительности именно для нее оказываются принципиально важными, поэтому и к данной проблеме мы еще вернемся. А сейчас подчеркнем: когда причин