Ви є тут

Власність територіальної громади міста (господарсько-правові аспекти)

Автор: 
Устименко Володимир Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0507U000690
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГРОМАДЫ ГОРОДА

2.1. Формирование объектного состава собственности территориальной громады города

Конституция Украины определила принципиально новые правовые основы функционирования коммунальной собственности - собственности территориальных громад села, поселка, города, ее экономическую природу. Коммунальная собственность является самостоятельной и равноправной формой собственности наряду с государственной и частной. Это стало возможным благодаря начатому в 90-х годах XX ст. процессу формирования системы местного самоуправления в целом в СССР и, в частности, в Украине.
Следует признать, что отношения коммунальной (муниципальной, городской) собственности имеют глубокие исторические корни, зарождение которых отдельные исследователи связывают с возникновением и развитием известного в прошлом и "реанимируемого" в настоящем Магдебургского права [33, с. 6-7]. Магдебургское право как право городского самоуправления и рыночных отношений в городах носило комплексный, универсальный характер, ибо во взаимоувязке регламентировало реализацию различных видов правоотношений [17, с. 149-150]. Рецепция украинскими городами Магдебургского права способствовала активизации формирования органов городского самоуправления и основ городской собственности.
Конечно, история Украины свидетельствует, что процессу становления коммунальной (муниципальной, городской) собственности были присущи свои характерные черты, однако наиболее содержательным в контексте данного исследования представляется период нахождения Украины в СССР и приобретения ею независимости.
Правовой режим имущества коммунальной собственности определялся в Законе Украинской ССР "О собственности" от 7 февраля 1991 года [76]. Так, в соответствии с этим Законом коммунальная собственность была отнесена к государственной собственности, а ее субъектами признавались соответствующие административно-территориальные единицы в лице областных, районных, городских, поселковых, сельских советов, которые осуществляли управление имуществом коммунальной собственности от лица населения административно-территориальной единицы непосредственно или через уполномоченные ими органы.
Статья 35 Закона Украинской ССР "О собственности" очерчивала перечень объектов коммунальной собственности, к которому относится имущество, которое обеспечивает деятельность соответствующих советов и создаваемых ими органов, средства местных бюджетов, государственный жилищный фонд, объекты жилищно-коммунального хозяйства, имущество учебных заведений, культуры, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, имущество предприятий, местные энергетические системы, транспорт, системы связи и информации, а также другое имущество, необходимое для обеспечения экономического и социального развития соответствующей территории.
Фактически же формирование коммунальной собственности в Украине началось с принятием Постановления Кабинета Министров Украины от 5 ноября 1991 г. № 311 "О разграничении государственного имущества Украины между общегосударственной (республиканской) собственностью и собственностью административно-территориальных единиц (коммунальной собственностью)" [77] и других правительственных постановлений аналогичного характера, которыми был утвержден перечень объектов государственной собственности, которые передаются в собственность административно-территориальных единиц (коммунальную собственность).
Этим постановлением определялся порядок передачи имущества, которое находилось в ведении министерств и ведомств Украины и других органов, уполномоченных осуществлять управление государственным имуществом. Была установлена процедура передачи имущества в коммунальную собственность по вертикали местных Советов и их исполкомов.
Размежевание имущества между собственностью областей, гг. Киева и Севастополя и собственностью районов, городов областного подчинения, районов в городах Киеве и Севастополе осуществляли исполкомы областных советов народных депутатов, исполкомы Киевского и Севастопольского городских советов народных депутатов, а между собственностью районов, городов областного подчинения и собственностью районов в городах, городах районного подчинения, сел и поселков осуществляли соответственно исполнительные комитеты городских и районных советов народных депутатов.
В процессе передачи имущества, которая осуществлялась безвозмездно, была в основном сформирована коммунальная собственность областей, районов, городов Киева и Севастополя, районов в городах, городов, поселков и сел. Однако процессы формирования коммунальной собственности на этом не завершаются.
Следующий этап в становлении коммунальной собственности был связан с так называемым "разгосударствлением" местных советов и преобразованием их из органов государственной власти в органы местного и регионального самоуправления. Эти изменения в правовом статусе местных советов нашли отображение в Законе Украины от 7 декабря 1990 года "О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении" [78], который формально воссоздавал соответствующие положения Закона от 7 декабря 1990 г., касающиеся правового режима коммунальной собственности. Однако, в связи с преобразованием районных и областных советов в органы регионального самоуправления (из-за чего последние были лишены права создавать исполнительные комитеты), функции управления объектами коммунальной собственности были фактически переданы соответствующим местным государственным администрациям, возглавляемым Представителями Президента Украины [79].
При этом к коммунальной собственности органов местного самоуправления были отнесены объекты социальной инфраструктуры, которые не служат источником доходов, но требуют значительных средств на их содержание. Предприятия же производственной инфраструктуры, которые могли быть источником пополнения местных бюджетов, были отнесены к объектам коммунальной собственности, управление которыми осущес