Раздел 2
Теоретические основЫ управления ЭКОЛОГИЧЕСКОй безопасностью на регионаЛЬНом
уровне
2.1. Общие положения методологии управления экологической безопасностью
Важное место в процессе решения экологических проблем в Украине занимает
совершенствование государственного управления обеспечением экологической
безопасности. Его главной задачей в условиях функционирования общества является
посредством научно-обоснованной системы методов управления, имеющих
определенную совокупность характеристик и закономерностей, осуществить
предотвращение возможных и снижение негативных последствий опасных процессов в
природной среде (текущее воздействие, перспективное воздействие), как для жизни
человека, так и для собственно окружающей природной среды. При этом согласно
законам кибернетики сложность системы, управляющей значительной совокупностью
структурных элементов (часто существенно отличающихся друг от друга по
различным признакам), растет экспоненциально с увеличением количества
управляемых параметров [85, 45]. В реальных ситуациях возникают новые виды
угроз, которые приводят к изменению структуры системы, поэтому управление
требует постоянного развития совокупности функций, совершенствования системы
управления ЭБ, что предопределяет необходимость углубления научных исследований
в этом направлении.
2.1.1. Экологические законы и принципы управления экологической безопасностью
В рамках решения проблем совершенствования управления ЭБ необходим учет
экологические закономерности, которые являются отражением системных проявлений
эколого-экономической системы. При этом выделяют экосистемные законы, законы
социальной экологии и экологического равновесия [22, с. 30]. Не опровергая в
целом данный подход, следует отметить многоплановость экологических законов
(выделяют более 200 законов в различных отраслях знаний) [19, 86, 22, 1, 2].
Однако совокупность экологических законов, закономерностей и правил, которые
имеют непосредственное отношение к существованию и функционированию экосистем
важно структурировать по значимости их для экологического управления.
Проведенный анализ сущности указанных законов [1, 19, 70, 2, 25, 88, 89, 90]
(представлен в табл. А.1 Приложения А.) позволил отметить, что существует
группа закономерностей (законов), действие которых имеет природно-естественный,
общесистемный характер. К этой группе следует отнести законы: - закон
естественноисторический; - закон системо-периодический; - закон
физико-химического единства живого вещества; - закон биогенной миграции атомов;
- закон внутреннего динамического равновесия; - закон геохимический основной; -
закон геогенетический; - закон синхронизации и гармонизации составляющих
системы; - закон экологической корреляции и ряд других законов и правил.
Данная группа законов может быть определена как «Всеобщие естественно-природные
законы» и совокупность данной группы в диссертации не претендует на полноту,
поскольку охватывает значительный спектр законов естественных наук, которые
следует знать и изучать. Важно то, что эти законы являются объективной
постоянной основой существования экосистем (включая систему
«природа-общество»), их действие не зависит от ожиданий, потребностей человека
(человечества) и поэтому они не реализуются посредством управленческих действий
в процессе управления.
Ко второй группе - «Общие закономерности функционирования живых организмов» -
целесообразно отнести общие законы жизнеобеспечения живых организмов: - закон
генетического разнообразия; - закон гомологических рядов в наследственной
изменчивости; - закон константности; - закон максимума биогенной энергии (В.И.
Вернадского); - закон минимума; - закон обеднения разнообразия живого вещества
в островных его сгущениях константности; - закон равнозначности всех условий
жизни; - закон периодического цикла и др.
Данная группа (2) закономерностей выделена с учетом значимости для процесса
управления в экологической сфере, поскольку позволяет определить критический
уровень характеристик, отражающих условия жизни живых организмов (включая
человека) относительно их объективных параметров как природных систем. Так,
если снижается численность и характеристики биологического вида ниже
допустимого уровня, тогда в условиях нарушения условий среды его обитания у
вида остается мало шансов для выживания - действие закона минимума учитывается
в процессе управления для определения граничных показателей при разработке мер
предотвращения возможных экологических проблем различного уровня. Кроме того,
учитывая действие закона равнозначности всех условий жизни, все показатели
среды обитания важны для поддержания жизни, в частности, человека в равной мере
и нельзя катастрофически нарушить состояние геосреды на поверхности и
переместиться жить под землю, поскольку для организма человека очень важны и
освещенность, и ультрафиолетовые лучи и другие составляющие окружающей среды,
что также определяет систему возможных мероприятий экологического управления.
Следовательно, существуют объективные критические показатели среды, нарушение
которых приведет к уничтожению собственно жизни [82, с. 140-141]. И в
управлении экологической безопасностью учет законов данной группы возможен
через реализацию системы мониторинга как процесса постоянного отслеживания
уровня показателей среды обитания, относительно выявленных критических
(граничных) характеристик.
Важное место в рассматриваемой системе закономерностей занимают законы,
отражающие направление развития процессов: - системогенетический; -
биогенетический; - развития природной системы за счет окружающей ее
- Київ+380960830922