Ви є тут

Міфопоетична парадигма в російській преромантичній та романтичній прозі 20-40-х рр. ХІХ століття.

Автор: 
Мусій Валентина Борисівна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2009
Артикул:
3509U000480
129 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел I. Основные направления изучения мифопоэтической
парадигмы в русской предромантической и романтической прозе
1.1. Разработка в науке категории "переходность".
Переходные эпохи и переходные художественные системы
1.1.1. Основные точки зрения ученых на особенности русской литературы эпохи ее перехода к эстетическому типу словесности
1.1.2. Постановка в науке о литературе проблемы переходности художественных систем
1.1.3. Предромантизм и романтизм с точки зрения их переходности
1.2. Предромантизм и романтизм как ведущие художественные
системы в русской литературе первых десятилетий XIX века
1.2.1. Предромантизм как объект литературоведческих штудий
1.2.2. Основные направления изучения русского романтизма
1.3. Связь между мифом и литературой, мифологическим и художественным типами мышления
1.3.1. Основные точки зрения на содержание понятия "миф" и
хронологические рамки процесса мифотворчества
1.3.2. Исследование учеными связи между мифом
и литературой
1.3.3. Общее и различие в мифологическом и художественном типах
мышления
1.3.4. Взгляды литературоведов на место мифа в художественном
мышлении предромантиков и романтиков
1.4. Основные пути литературоведческого анализа мифопоэтики художественного произведения
1.5. Выводы
Раздел II. Мифологическое в художественном познании
национального характера
II. 1. Роль мифопоэтических парадигм в художественном воссоздании
патриархальности
II. 1. 1. Патриархальная установка на единство судьбы всех членов рода и тотемические мифологические представления
II. 1. 2. Мифологическое в художественном воссоздании параболичности мышления патриархального человека
II. 1. 3. Элементы мифологической картины мира в художественном
воссоздании авторитарности патриархального уклада
II. 2. Русская национальная мифология и формирование категории "народность"
II. 2. 1. Разработка категории "народность" в публицистике и эстетике
начала XIX века
II. 2. 2. Воплощение в русской литературе начала XIX века национальной мифологии как результат развития народности
II. 2. 2. 1. Мифологический мотив метаморфоз в "Упыре" В. Даля и
"Главе из исторического романа" Н. Гоголя
II. 2. 2. 2. Народная демонология в предромантических произведениях
О. Сомова
II. 2. 2. 3. Художественная реализация романтиками принципа свободного мифологизирования (мистерия В. Кюхельбекера "Ижорский"
и рассказ А. Вельтмана "Не дом, а игрушечка!")
II. 4. Выводы
Раздел III. Мифологическое в художественном выражении
миропонимания писателями-предромантиками
III. 1. Философские основы решения предромантиками вопроса
о границах познания.
III. 2. Диалогичность художественного мышления писателей-предромантиков как результат соединения идей рационализма и агностицизма
III. 2. 1. Концепция таинственного в предромантических произведениях А. Бестужева-Марлинского
III. 2. 2. Диалог агностика Двойника и мифологически мыслящего
повествователя в цикле Ант. Погорельского "Двойник, или Мои вечера
в Малороссии"
III. 2. 3. Разнообразие оценок таинственного в цикле М. Загоскина
"Вечер на Хопре"
III. 3. Выводы
Раздел IV. Миф в художественном мышлении романтиков
IV. 1. Философско-эстетическая рефлексия мифа
в русском романтизме
IV. 1. 1. Новое в принципах подхода романтиков к решению
онтологических и гносеологических проблем
IV. 1. 2. Романтическое понимание постижения мира как процесса, соединяющего рациональное и бессознательное
IV. 1. 3. Место мифа в представлениях романтиков о творчестве
IV. 2. Миф в русской романтической прозе
IV. 2. 1. Миф о "золотом веке" и мотив уяснения героями К. Аксакова, И. Киреевского, Н. Полевого и В. Одоевского "предбытия" человечества
как идеального состояния
IV. 2. 2. Мифологическое в выражении романтической идеи тождества
искусства и жизни в повестях К. Аксакова "Вальтер Эйзенберг" и Е. Кологривовой "Хозяйка"
IV. 2. 3. Мифологизация предопределения в произведениях Н. Греча, Е. Ростопчиной, М. Лермонтова, А. Пушкина и Н. Гоголя
IV. 2. 4. Миф об Ангеле и Демоне в романтическом произведении
IV. 2. 5. Миф в художественном решении проблемы двойственности мира
и природы человека ("Косморама" В. Одоевского)
IV. 3. Выводы
Раздел V. Роль мифологического компонента в художественном воссоздании процессов внутренней жизни
V. 1. Теоретическое обоснование процессов психической жизни
в начале XIX века и их художественное воплощение
V. 2. Художественное познание бессознательного предромантиками и романтиками
V. 2. 1. Оценка мифологических образов как архетипических структур
в психике в "Игоше" В. Одоевского
V. 2. 2. Мифологизация предромантиками и романтиками онирического
V. 2. 2. 1. Сон как путь к нравственному преображению в рассказах
О. Сомова "Страшный гость" и А. Бестужева-Марлинского "Страшное гаданье"
V. 2. 2. 2. Сон как временная ("теплая") смерть души в рассказе
О. Сенковского "Записки домового"
V. 2. 2. 3. Сон как путешествие души и исполнение желаний
в "Майской ночи, или Утопленнице" и "Страшной мести" Н. Гоголя
V. 2. 3. Мифологический компонент в художественном познании
ясновидения (роман Н. Греча "Черная женщина")
V. 2. 4. "Рациональное" и "инстинктуальное" в человеке
("Психологические заметки" и "Орлахская крестьянка" В. Одоевского)
V. 2. 5. Мифологические образы и ситуации в художественном познании предромантиками и романтиками безумия
V. 3. Выводы
Раздел VI. Пути сближения художественного и мифологического (парадигмы жанров)
VI. 1. Мифологизация как результат ориентации писателей
на жанровые модели фольклора ("Недобрый глаз" О. Сомова)
VI. 2. Место и роль мифопоэтического в произведениях, сохраняющих признаки индивидуального авторства
VI. 2. 1. Точки зрения литературоведов на пути разграничения
мифопоэтических произведений и авторских мифов
VI. 2. 2. Моделирование истории в мифопоэтическом произведении
и авторском мифе
VI. 2. 2. 1. "Светославич, вражий питомец" А. Вельтмана как
авторский космогонический миф
VI. 2. 2. 2. Мифопоэтическое "Сказание об Ольге" З. Волконской
VI. 2. 3. Цикл Н. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"
как авторский миф
VI. 2. 4. Смысловое ядро произведения, основанного на мифе,
как показатель его жанра ("Саламандра" В. Одоевского)
VI. 3. Выводы
Выводы
Список