Ви є тут

Управління стивідорною діяльністю в морських торговельних портах

Автор: 
Олефір Ірина Михайлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U000087
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
организация и управление стивидорной деятельностью в морских торговых портах
2.1. Развитие организационно-правовых форм управления стивидорной
деятельностью
Как показывает зарубежный опыт развития мировой портовой системы, в последние
30-40 лет широкое распространение получил процесс реформирования портовой
деятельности на основе привлечения частного капитала в развитие портов, их
инфраструктуру [135, 139, 150, 153, 159].
Этому вопросу уделяется немало внимания и в Украине. Еще в 2000 году было
принято Постановление Кабмина Украины о принятии концепции реформирования
транспортного сектора экономики. В соответствии с этим постановлением основным
направлением работы правительства относительно морского транспорта является
разработка такого механизма приватизации и реструктуризации предприятий
морского транспорта, который отвечает современным требованиям [92].
Несмотря на это Постановление, такой механизм до сих пор не разработан. Более
того, до настоящего времени не определены даже возможные
организационно-правовые формы приватизации и реструктуризации в системе
портового хозяйства Украины. Нет даже определения самого понятия “приватизация”
и “реструктуризация” применительно к портовой деятельности, хотя в мировой
портовой системе эти понятия получили широкое развитие.
Процесс приватизации, как и само понятие “приватизация” являются наиболее
дискуссионными в системе портового хозяйства Украины. Существует довольно
распространенное мнение, особенно, в среде руководителей портов, что процесс
приватизации не должен распространяться на порты, так как они относятся к
стратегическим объектам.
Однако, следует отметить, что морские торговые порты относятся к стратегическим
субъектам не только в Украине. И тем не менее процесс приватизации в портах
достаточно широко распространен в зарубежной практике [140]. В результате
работы Межправительственной группы экспертов ЮНКТАД по портам в октябре 1993
было установлено, что вопросы приватизации и коммерциализация деятельности
портов были темами обсуждения, которые вызывали наибольший интерес со стороны
участников этой группы.
Эти темы актуальны из-за развития процессов глобализации мировой экономики,
благодаря которым в течение последних двух десятилетий во всем мире наблюдается
тенденция реструктуризации сферы портовых услуг. В некоторых развитых и
развивающихся странах она приняла форму коммерциализации или приватизации
портов, принадлежащих государству. Эта тенденция также коснулась прежнего СССР
и социалистических стран в Восточной Европе и Азии, где были предприняты шаги в
направлении преобразования планово-государственной экономики в экономику
рыночного типа.
Глобализация производства и распределения товаров на основе международного
разделения труда и международной конкуренции стали главными двигателями
современной экономики. В прошлом развитие экономики многих стран базировалась
на обществом секторе, когда в управлении и развитии сферы портовых услуг
доминировали политические решения, а теперь катализатором развития экономики в
этих странах являются решения, которые далеки от политики.
В конечном итоге идеи приватизации широко проникли в деятельность зарубежных
портов. Здесь следует признать, что существует немало определений понятия
приватизации в сфере портовой деятельности. С одной стороны, приватизация – это
способ уменьшения роли правительства и/или увеличения роли частного сектора в
деятельности порта и в его имущественных активах. С другой стороны,
приватизация – это подход, согласно которому права государства на ведение
портовой деятельности переходят к частному сектору экономики, в результате чего
в системе хозяйственных отношений устанавливается рыночное регулирование
экономической деятельности порта [143].
Разнообразие определений и различий в характере, возможностях и сфере
применения понятия приватизации затрудняет задачу по разработке концепции
организационно-правовых форм стивидорного обслуживания в условиях
реформирования портовой деятельности, необходимость которой вызвана
радикальными изменениями, происшедшими в сфере портовых услуг Украины. Поэтому
необходимо вначале более конкретно определиться с понятием приватизации, чтобы
рассматривать организационно-правовые формы стивидорного обслуживания, которые
потенциально возможны в условиях правового поля Украины.
Вопросы приватизации портов широко рассматривались на Конференции ЮНКТАД,
которая проходила в г. Лозанне (Швейцария) 23 сентября 1998 г. [143]. На этой
Конференции были приняты рекомендации для портовых властей и правительств
относительно приватизации. Участники конференции в ходе широкого обсуждения
вопросов приватизации определили границы приватизации в отношении портов и
портовой деятельности. В соответствии с ними первым признаком приватизации в
отношении порта является переход общественного права на активы порта к частному
сектору или привлечение частного капитала для инвестирования в портовые
инфраструктуры.
В соответствии с рекомендациями, выработанными для правительств на Конференции
ЮНКТАД, под приватизацией в портовой деятельности понимается способ уменьшения
роли Правительства в деятельности порта или такой подход, когда права
государства на ведение портовой деятельности переходят к частному сектору
экономики, в результате чего в системе хозяйственных отношений устанавливается
рыночное регулирование экономической деятельности порта [143].
В действующем украинском законодательстве не выделяется понятие приватизации в
портовой или иной деятельности. Это понятие распространяется на все предприятия
го