РАЗДЕЛ 2
Состояние и эффективность налогообложения
аграрных предприятий
2.1. Современное состояние системы налогообложения
Система налогообложения в Украине представляет собой совокупность налогов,
сборов и прочих платежей в бюджет, а также взносов в государственные целевые
фонды.
Виды налогов, сборов и прочих платежей в бюджет и порядок зачисления их в
бюджет регулирует Закон Украины "О системе налогообложения" с учетом последних
изменений. Приводим состав налогов и сборов, который дает представление о
структуре системы налогообложения в Украине в целом (рис.2.1).
В Украине наблюдается частое изменение законодательства в области
налогообложения, что требует осуществления за ним постоянного контроля.
Постоянное ее изменение затрудняет восприятие ее целостной системы.
Налоговая система Украины состоит из подсистемы налоговых платежей и
обязательных неналоговых платежей.
Также налоги можно подразделять на общегосударственные налоги и местные;
косвенные (акцизный сбор и НДС– участвуют два разных субъекта: несет декларацию
один, а платит другой) и прямые (все остальные налоги).
Подсистема налоговых платежей подразделяется на традиционную и упрощенную.
Подсистему обязательных неналоговых платежей можно подразделить на следующие
группы:
платежи, вязанные с фондом оплаты труда,
таможенные платежи,
ресурсные платежи,
прочие обязательные неналоговые платежи
Традиционная подсистема налоговых платежей по видам плательщиков
классифицируется следующим образом:
Физические лица уплачивают:
- налог с доходов физ. лиц
- налог на промысел.
Юридические лица уплачивают:
-налог на прибыль
-единый налог для субъектов малого бизнеса юридических лиц.
Смешанные налоги уплачивают как физические, так и юридические лица, они
включают:
- НДС,
- акцизный сбор,
- налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и
механизмов,
- местные налоги и сборы,
- земельный налог.
Упрощенная подсистема налоговых платежей включает:
– единый налог для субъектов малого бизнеса: для юридических лиц и для
физических лиц;
– фиксированный налог для сельскохозяйственных производителей,
– торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности (полный,
краткосрочный, льготный),
– специальный торговый патент.
Рассмотрим группы подсистемы обязательных неналоговых платежей.
Платежи, связанные с фондом оплаты труда включают:
сбор на обязательное государственное пенсионное страхование,
сбор на государственное социальное страхование в связи с временной потерей
трудоспособности и расходами обусловленными рождением и погребением,
сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы,
целевые отчисления в Фонд социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний.
Таможенные платежи включают: таможенную пошлину, таможенный сбор, импортный
акциз, импортный НДС.
Ресурсные платежи включают следующие:
арендная плата за землю,
плата за специальное использование водных ресурсов,
плата за специальное использование лесных ресурсов,
плата за специальное использование недр при добыче полезных ископаемых,
плата по возмещению расходов на геологоразведывательные работы,
сбор за загрязнение окружающей среды,
рентная плата за нефть и газ.
Прочие обязательные неналоговые платежи включают:
- отчисления в фонд социальной защиты инвалидов,
- сбор на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства,
- государственная пошлина,
- таможенная пошлина.
Налоговый механизм включает следующие элементы: плательщик (субъект
налогообложения), объект налогообложения, ставки налогов и сборов, льготы,
санкции [14;с.128].
Общий анализ политики государства при разработке систем налогообложения
свидетельствует, что главным принципом и направлением деятельности
соответствующих государственных структур на протяжении длительного периода было
создание значительной налоговой нагрузки на субъектов предпринимательской
деятельности и усиление административного контроля за уплатой налогов.
При этом не учитывалось, что доход, который получало государство от увеличения
количества налогов и усиления административного контроля, меньший, чем
экономический убыток, нанесенный субъектам рыночных отношений и рынку в целом.
Степень силы текущего налогового давления на украинские предприятия разными
экспертами оценивается по-разному. С одной стороны, почти все эксперты, которые
занимаются оценкой инвестиционного климата в Украине, считают, что
налогообложение реального сектора экономики является слишком тяжелым. Оно
угнетающе действует на производителя, который может работать без убытков, как
правило, только в условиях сокрытия своих доходов от налогового учета.
За имеющимися оценками суммарные налоги, собранные с работников как физических
лиц, и предприятий как юридических лиц, составляют 70-75% заработанного. За
другими расчетами, налоговая нагрузка украинского производителя является более
тяжелой и составляет 93-95 копеек на 1 гривну дохода.
В отличие от выше представленного, налоговой службой Украины представляется
информация о том, что украинские налоги не такие уж и обременительные. Как
правило, эти представления базируются на использовании показателей налоговой
нагрузки как части в валовом внутреннем продукте (ВВП). За оценками
государственной налоговой службы сумма налогов и отчислений в Украине
составляет около 35% ВВП, что в принципе соответствует аналогичному показателю
в западных странах.
Все представленные мнения по-своему верны и имеют право на жизнь [24, с.41].
Налоговая система в Украине не приобрела стабильности. Очевидно, что
действующ