РАЗДЕЛ 2.
МЕХАНИЗМЫ И МЕТОДЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ
2.1. Метод оценки уровня конкурентоспособности высшего
учебного заведения
Одной из основных стратегических задач негосударственных высших учебных заведений в условиях рыночной экономики является обеспечение их жизнеспособности и адаптивности, что актуализирует исследования в области разработки инструментов, направленных на формирование и повышение уровня их конкурентоспособности.
В настоящее время проблемы конкурентоспособности предприятий рассматриваются в работах многих отечественных и зарубежных ученых, при этом вопросы оценки и управления конкурентоспособностью высших учебных заведений остаются недостаточно изученными. Среди отечественных исследований необходимо отметить работы Решетиловой Т., Петруни Ю., Лошенюк И., О.Кратта, Лысенко Ю. [61, 94, 102, 121], значительный вклад в разработку данной проблемы осуществили российские ученые Белаш О., Лазарев В., Рубин Ю., Фасхиев Х. [21, 69, 103, 122].
В рамках предлагаемой концепции (гл.1.3.) в качестве главной цели функционирования системы управления негосударственного высшего учебного заведения предлагается рассматривать создание системы обеспечения конкурентоспособности для увеличения стоимости высшего учебного заведения как объекта корпоративных отношений на рынке образовательных услуг. В рамках системы выделены различные уровни управления конкурентоспособностью, в зависимости от горизонта планирования и управления.
Разработка методических подходов к оценке конкурентоспособности высшего учебного заведения предполагает решение следующих задач:
* проведение анализа существующих методов оценки конкурентоспособности предприятий сферы услуг, обоснование направлений их дальнейшего развития и применения для оценки конкурентоспособности вуза;
* разработку основных положений и обоснование метода оценки конкурентоспособности на основе стоимостного подхода;
* выявление основных факторов внешней и внутренней среды, определяющих уровень конкурентоспособности негосударственного высшего учебного заведения;
* разработку системы показателей, характеризующих уровень конкурентоспособности высшего учебного заведения и обеспечивающих проведение его оценки;
* разработку методических положений проведения и организации оценки конкурентоспособности высшего учебного заведения;
* обоснование наиболее приоритетных направлений обеспечения и повышения конкурентоспособности высших учебных заведений.
Несмотря на достаточно глубокий уровень исследования и разработки проблемы конкурентоспособности, универсальный подход к ее количественной оценке в настоящее время отсутствует. Предлагаемые подходы и методы охватывают различные стороны данного понятия, однако не имеют законченной и комплексной структуры. Существующие методики разрабатываются на основе правила, согласно которому уровень конкурентоспособности любого объекта представляет собой характеристику объекта, отражающую его отличие от аналогичного по степени выполнения возложенных на него функций, и, следовательно, является относительным показателем и поэтому может быть определен только в результате сравнения [73].
Реализация данного принципа для различных объектов сопряжена с рядом проблем. В частности, анализ конкурентоспособности предприятий и более крупных экономических объектов сводится к выбору определенных параметров, по которым производится сравнение, а методики оценки конкурентоспособности товаров, как правило, предполагает экспертную оценку отдельных показателей качества продукции, что приводит к повышению субъективности полученных результатов анализа. Кроме того, в рамках данных подходов оценка конкурентоспособности осуществляется с использованием линейных зависимостей, а следовательно, дает большие погрешности, так как проходящие в экономике процессы не всегда подчиняются линейным законам.
В целом, анализ методов оценки конкурентоспособности организаций показал, что существующие в настоящее время методики применительно к организациям сферы услуг имеют ряд недостатков, ограничивающих их применение при оценке конкурентоспособности высшего учебного заведения, что обусловливает актуальность исследований в данной области.
Оценка конкурентоспособности вуза представляет собой еще более сложную задачу, что связано со спецификой образовательных услуг, необходимостью учета большого количества разнородных факторов, а также определенных требований, обеспечивающих эффективность оценки. При этом, результаты анализа и оценки конкурентоспособности должны использоваться не только в процессе определения положения, в котором в данный момент времени находится высшее учебное заведение, но и, что более важно, для управления различными параметрами в процессе разработки и реализации управленческих решений с целью достижения более весомых конкурентных преимуществ.
Под оценкой конкурентоспособности (КС) высшего учебного заведения будем понимать целенаправленный процесс исследования факторов КС и характера их влияния на возможность вуза в существующих условиях осуществлять эффективное (безубыточное) предоставление образовательных услуг и результатов научных исследований на данном сегменте рынка; на оценку потребителями свойств данных услуг по сравнению с аналогичными услугами, представленными на рынке; на стоимость высшего учебного заведения как объекта корпоративных отношений на рынке образовательных услуг.
Как вид функциональной деятельности оценка КС вуза направлена на определение суждений о высшем учебном заведении как объекте оценки в целом и его отдельных свойствах на основе применения количественных методов оценки и использования общеизвестных научных методов и показателей измерения.
Разработка модели оценки КС высшего учебного заведения предполагает определение ряда компонентов, прежде всего цели оценки; объекта оценки; субъекта оценки; базу оценки (принципы и методы оценки, параметры и показатели); алгоритм оцен