Ви є тут

Умови та параметри нормалізації розвитку морських транспортних підприємств України

Автор: 
Машканцева Світлана Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U003428
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ
НАЦИОНАЛЬНОГО ТОРГОВОГО СУДОХОДСТВА
2.1. Принципы обеспечения эффективности шиппинговой деятельности
В теории экономического развития [36,95,146,196] существенное место занимают принципы принятия экономических решений [156,30,90] и эффективного функционирования предприятий [1,10,96,204].
Мировые экономические отношения с конца двадцатого века под влиянием объединения интересов различных экономических систем и производственных комплексов основываются на новых принципах приоритетности транснациональных подходов [5,155]. В течение длительного периода времени в качестве основных субъектов экономических отношений выступали государства и отдельные предпринимательские структуры. Со второй половины двадцатого века ситуация принципиально изменилась вследствие резкого роста концентрации капитала и повышения роли транспортного фактора.
В этих условиях при выборе экономической стратегии развития национального торгового судоходства следует учитывать не только ограничения объемов внешнеэкономических отношений и инвестиционных ресурсов, но и необходимо ориентироваться на тенденцию экономического развития стран, как с положительным внешнеторговым сальдо, так и с отрицательным. Как показывает мировая практика, страны, занимающие ведущее положение в мировых хозяйственных связях, осуществляют значительную долю морских перевозок на судах третьих стран [97,134].
Выбор решений по формам и типам экономического развития предприятий морского транспорта осуществляется в форме оптимизации [8,11,44,145]. Однако в подлинном смысле оптимизация решений достигается в системе эксплуатационной деятельности на базе сбалансированности ресурсов относительно состояния фрахтового рынка. В этом же аспекте оптимизационные решения основываются на критерии своевременности учета ситуации на рынке транспортных услуг и выполнении тех или иных работ. Такое положение предопределяет отход от принципа обязательной экономичности [12,31,98] операторской деятельности.
Поэтому с учетом внешних условий особое место в формировании дедвейта судоходных компаний занимает возможность диверсификации в форме расширения регионов действия и создания новых объединений судовладельцев.
Система принятия решений и механизм управления их реализацией должны основываться на четкой классификации целей, результатов и показателей их отражения. Кроме идентификационных и оценочных функций классификация должна отвечать требованиям экономического стимулирования рационального использования ресурсов и повышения конкурентной устойчивости морских транспортных предприятий [17,135,214].
В быстро меняющейся ситуации мирового судоходства в системе сохранения функциональной конкурентоспособности национального торгового флота определяющее значение принадлежит научно-техническому потенциалу судоходной компании или торгового порта. Для условий морского транспорта научно-технический потенциал представляет собой совокупность информационных, финансовых, материальных ресурсов и организационных аспектов судоходных предприятий или торговых портов [26,52,99], которые обеспечивают достижение адекватных условиям фрахтового рынка технико-экономических параметров.
Особую актуальность стимулирования результатов операторской деятельности на фрахтовом рынке приобретает в период ужесточения конкуренции и усиления воздействия фактора дефицита ресурсов для реализации принятой концепции развития.
При этом оптимизация параметров судоходной компании обусловливает ее эффективность по важнейшим факторам рационального использования ресурсов: рациональности формирования масштабов основного капитала, возможностью диверсификации в параллельных секторах фрахтового рынка, специализации транспортных предприятий, повышения квалификации управленческих кадров. Эффект фактора масштаба дедвейта судоходной компании, специализирующейся на перевозке генеральных грузов, по условиям рынка транспортных услуг конца 90-х годов отражен на рисунке 2.1.

рс, $/t

40

30

20

Qmin Qp Qj Qmax Q, млн. т

Рис. 2.1. Средние долгосрочные издержки с изменением
дедвейта флота судоходной компании
Из рисунка видно, что преимущества позиционирования [184] в течение нормализованного жизненного цикла [36] сохраняются за предприятиями морского транспорта, которые способны активно реализовать инвестиционные программы, обеспечивающие экономичность и другие конкурентные преимущества. Кроме того, используя принцип рефлагирования, они усиливают свои преимущества по стратегии лидерства по затратам [42]. Следовательно, при равновесном тарифе (рс), равном 30 ден. ед./т возникает проблема убыточности перевозок Qp - Qmin.
Однако параметры и возможности расширения экспорта транспортных услуг как важнейшая цель судоходных компаний существенно ограничиваются условиями глобализации и интернационализации обслуживания морских грузопотоков [104,137]. Поэтому возникает дополнительная задача определения особенностей учета конъюнктуры фрахтового рынка в системе принятия экономических и инвестиционных решений.
Одним из факторов оптимизации параметров предприятий морского транспорта является рациональное использование основного капитала. Мелкие судоходные компании не способны иметь в своем составе высокопроизводительные типы судов. Они, как правило, не обладают необходимыми первоначальными инвестициями и работают в аутсайдерских секторах фрахтового рынка
При этом следует учитывать закономерности поведения фрахтователей под воздействием основных условий, изменяющих динамику фрахтовых ставок. Установлена закономерность,