Ви є тут

Організаційно-економічний механізм розвитку підприємств теплопостачання

Автор: 
Воротинцев Василь Альбертович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U003990
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
2.1. Реструктуризация как фактор повышения эффективности деятельности
предприятий теплоснабжения
Вопросы повышения эффективности деятельности и прибыльности всегда актуальны
для любого предприятия, не зависимо от его масштабов, отраслевой принадлежности
и местоположения. Огромное значение здесь имеет организационная структура
предприятия – ведь именно она является основой для принятия управленческих
решений на всех уровнях иерархии. Опыт показывает, что даже на успешно
развивающихся предприятиях, неурегулированность взаимодействия между различными
уровнями управленческой иерархии способна достаточно быстро свести на нет все
другие проводимые преобразования.
С другой стороны, тот же опыт говорит о том, что совершенствование механизмов
управления может обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия
более чем на 50%. Именно поэтому реорганизация существующей структуры
управления часто рассматривается руководством компании в качестве наиболее
реальной и доступной возможности для относительно быстрого повышения
эффективности деятельности [133].
Организационная структура – один из важнейших элементов общего управленческого
потенциала, который в решающей мере предопределяет реакцию организации на
требования внутренней среды и внешнего окружения. Структура, - пишет И. Ансофф,
- это упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности посредством
которой фирма осуществляет свою деятельность. Со времени возникновения фирм
осуществляет свою деятельность. Со времени возникновения фирм развитие
структуры происходило под воздействием особенностей стратегической позиции и
внутренней сложности фирмы. Это развитие шло от стабильных монолитных к
динамическим многогранным структурам. Цель структуры – поддерживать поведение
фирмы [6, c.383].
Поскольку организационная структура и механизм управления – это взаимосвязанные
и взаимодополняющие компоненты управленческого потенциала предприятия, то
сложившиеся на предприятиях коммунального хозяйства производственные структуры
в значительной мере предопределили и формирование соответствующих оргструктур
управления. Основные из них – линейная, функциональная и
линейно-функциональная, отличающиеся жесткой иерархической системой
подчиненности, централизованной выработкой и принятием оперативных
управленческих решений, профессиональной специализацией каждой службы,
функционирующих достаточно автономно и слабо взаимоувязанных между собой в
отношении мотивов и конечных результатов деятельности предприятия [33, с.129].
Инертность, слабая ориентация на конечный результат, низкая адаптивность к
изменениям спроса и научно-техническому прогрессу, перегруженность высших
звеньев руководства решениями текущих и оперативных задач, - подчеркивает Г.
Скударь, - эти и многие другие недостатки оргструктур бюрократического типа
неустранимы путем принятия частных мер по совершенствованию внутрифирменного
управления. Создание оргструктур, соответствующих задачам стратегического
менеджмента, требует коренной ломки старых схем управления, изначально не
обладающих инновационной и предпринимательской реакциями, и изменений
качественного характера в самой управленческой сфере [117, с.100, 103].
Западные специалисты, занимающиеся вопросами управления, полагают, что решающий
фактор устойчивого развития предприятия заключается не только в адаптации
производительных сил и производственных отношений к динамично меняющейся
рыночной среде. Главными, по их мнению, являются качественные изменения в
управлении и организационной структуре предприятия, ориентированные на будущие
стратегии, основывающиеся на долгосрочной перспективе прибыльного использования
капитала, развитии экономических и социальных процессов [128, с.84].
Стратегия развития предполагает комплекс управленческих решений, направленных
на формирование тактических задач, которые позволяют предприятию достичь
поставленных целей, изменив в перспективе свое положение [54, c.87]. Одним из
способов реализации стратегической программы развития многие предприятия
считают радикальные структурные изменения всех сфер своей деятельности.
Реструктуризация рассматривается в данном случае как непрерывный плановый
процесс системной трансформации в рыночно-ориентированное предприятие.
Реструктуризация – это комплексная оптимизация системы функционирования
предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной
стратегией его развития, способствующая принципиальному улучшению управления,
повышению эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой
продукции на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии
управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, информационных технологий
и систем.
То есть, процесс реструктуризации – это способ снятия противоречия между
требованиями рынка и устаревшей логикой поведения предприятия [109, с.38].
Следует отметить, что под «реструктуризацией предприятия» понимается также и
проведение комплексных организационно-экономических, правовых,
производственно-технических мероприятий, направленных на изменения структуры
предприятия, форм собственности, управления или с целью финансового
оздоровления, увеличение объемов выпуска и сбыта конкурентоспособности (услуг),
повышение эффективности производства [7, с.3].
Реструктуризация предприятия не является самоцелью или данью моде, она должна
проводиться, когда ее необходимость вызвана объективными обстоятельствами.
Главная