ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ СРЕДЫ..........................................21
§ 1. Специфика телевизионной экранной продукции.................................21
§ 2. Понятие «формат». Взаимосвязь жанра и формата..............................27
§ 3. Жанровые генерации.........................................................32
§ 4. Три аспекта жанровой эволюции..............................................36
4.1.Эстетический аспект.......................................................36
4.2 Технический аспект........................................................41
4.3 Социальный аспект.........................................................44
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖАНРОВОЙ СТРУКТУРЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ТЕЛЕКИНО................................................49
§1. Жанровая специфика кинематографа и место документального кино в дотелевизионном мире...................................................49
§ 2. Влияние телевизионной технологии: рождение новой субъектности и ранний период существования документального телефильма на отечесгвенном телевидении.... 55
§ 3. Документальное телекино в СССР в конце 1960-х - середине 1980-х гг 68
§ 4. Документальное телевизионное кино постсоветской эпохи......................82
4.1. Распад СССР и его последствия для отечественного документального кинематографа.................................................................82
4.1.1 Первый этап распада советского мира (1985-1991): звездный час кииодокументазис?пики..............................................85
4.1.2 Второй этап распада советского мира (1991-1998): трансформация документалистики...................................................91
4.2 Увеличение объёмов российской документалистики на телеэкранах в 2000-х гг.94
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЖАНРОВОЙ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕДОКУМЕНТАЛИСТИКИ.............................................................109
§ 1. Преобладающие жанры современного документального кино.....................109
1.1 «Докудрама» - новый жанр?.........................................118
§ 2. Эстетические черты современной документальной телевизионной продукции: между китчем и трэшем.................................................126
§3. Цифровая революция 1990-х и ее влияние нателедокумснгапистику..............134
§4. Интернет-вещание: перспективы нового вида медиа............................139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................147
БИБЛИОГРАФИЯ..............................................................153
ФИЛЬМОГРАФИЯ..............................................................171
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................184
ВВЕДЕНИЕ
Теория жанра — одна из наиболее значимых областей теоретической разработки в искусствоведении. Дискуссии о жанрах ведутся в фундаментальных искусствоведческих монографиях, появляются диссертации, проводятся конференции, выпускаются ежегодные сборники научных трудов. В европейском искусствоведении появился даже особый термин «генология», введенный еще в 1920 г. французским литературоведом и философом Полем Ван Тигемом для обозначения науки о жанрах в литературе, затем подхваченный исследователями других видов искусства.
Однако расхождения начинаются уже в самом определении понятия «жанр». Единого общепринятого определения термина «жанр» не существует. Мы не намерены напоминать, что каждый жанр есть явление историческое, что жанры постепенно приобретают и накапливают свои признаки - необходимые и достаточные условия своей идентичности, - затем «живут», претерпевая изменения; иногда «умирают», уходят из живого процесса искусства, иногда возвращаются к жизни, обычно в преобразованном виде. Однако сущность самого феномена жанра остается непонятной.
Известный филолог и культуролог С.С.Аверинцев, занявшись проблемой подвижности категории жанра, задается вопросом: «Каждому образованному человеку без дальнейших слов ясно, что, например, в типичных литературоведческих словосочетаниях: “жанры древнегреческой хоровой
лирики”, “жанры римской любовной лирики”, “жанры русской лирики XIX в.” - не только состав списка жанров, но и объем родового понятия “лирика” в каждом случае иной. Но как быть с объемом понятия “жанр”? Есть ли категория жанра в ее наиболее общем, обобщенном, абстрагированном виде, некий инвариант, неподвижная точка отсчета, относительно которой можно спокойно рассматривать движение конкретных жанров, или она сама подвижна, подвержена принципиальным, идущим до самой сути изменениям, исторически обусловлена? Одно дело согласиться, что категория жанра, “жанровость” как
3
исследования, тем больше возникает проблем. В нашем случае, при попытке проследить процесс эволюции жанровых форм документального телефильма мы обнаруживаем зачастую и отсутствие в этом вопросе специального подхода к документалистике, и того, что предмет исследования стремительно изменяется в связи с не менее стремительным изменением социокультурного контекста, и существующие описания жанровых систем и схем не дают возможности проследить и описать сам процесс этих изменений.
Автор полагает, что подход к исследованию эволюции жанров телевизионного документального кино должен включать в себя рассмотрение феномена времени и феномена «человеческого измерения» искусства, культуры повседневности, в пространстве которой в каждом конкретном историческом моменте находятся и автор, и зритель. Поэтому представляется наиболее адекватным использовать широкий искусствоведческий подход, в котором присутствуют все требуемые элементы. Применяется исторический и этимологический методы с целью обнаружении истинного значения понятия по его названию и происхождению.
Наша задача - исследование эволюции жанров телевизионного документального кино. Поэтому, чтобы выявить особенности современного ассортимента жанров телевизионного документального кино, разобраться в его формах и стилистических особенностях, сначала стоит разобраться в природе телевидения вообще.
Цель диссертационного исследования состоит в обнаружении принципов, которым подчиняется эволюция жанра документального телевизионного кино, а также в описании современной ситуации и объяснении, почему она такова.
Объектам исследования является контекст создания документальных телевизионных фильмов в СССР и России.
Предметом исследования является категория жанра, её характеристики и изменчивость в историческом контексте.
Научная новизна работы состоит в том, что автор проводит исследование, исходя из отрицания возможности построения статичной жанровой системы;
18
исследована взаимосвязь применяемых в отечественной телепрактике понятий «жанр» и «формат»; автор предлагает ввести в научный оборот понятие жанровой генерации (от лат. °епегайо - поколение); проанализирована жанровая структура современного телевизионного документального кино, определены ею основные эстетические черты; систематизированы этапы становления и развития отечественной теледокументапистики в историческом контексте с точки зрения наследования жанровых признаков; сделан прогноз о появлении «интернет-документалистики» как наследницы телевизионной документалисшки в новой мсдиа-среде.
Основные положения, выносимые на защиту:
Понятие жанра не имеет статичного и однозначного определения. Жанр - это динамическая категория. С течением времени жанры гибридизируются, расцветают, наследуют признаки предшествующих жанров и вырождаются, поэтому эволюцию жанров следует рассматривать аналогично биологической эволюции;
В процессе формирования жанра влияние аудитории на него не меньше влияния автора, поэтому эволюцию жанров документального фильма нельзя рассматривать, ограничиваясь лишь рамками киноведения, вне антропологического измерения культуры;
Поскольку понятие «жанр» динамически изменчиво в историческом контексте, то следует отказаться от идеи построения одной всеобъемлющей системы жанров, а вести речь о жанровых системах и принципах наследования в них, для чего диссертант вводит понятие жанровой генерации. Генерация имеет признаки принадлежности к господствующим в период её складывания нескольким факторам, а именно: уровню развития производственной техники, социальным условиям и философско-эстетическому полю. Смена генерации характеризуется революционным изменением какого-либо из этих трех факторов;
В силу исторических причин развитие жанровых генераций документального телевизионного фильма в СССР и на Западе происходило по-разному. В период после распада СССР произошло их хаотическое слияние. На современном этапе
19
- Київ+380960830922