2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
СТИЛИСТИКА ГИПЕРРЕАЛИЗМА В ДРАМАТУРГИИ ФИЛЬМОВ КОНЦА 80-Х НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ
1 .Молодежный герой как предвестник перемен 15
2. Российская волна «черного кино» 42
ГЛАВА ВТОРАЯ
ВЛИЯНИЕ АМЕРИКАНСКОГО КИНЕМАТОГРАФА НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНОДРАМАТУРГИИ (НА ПРИМЕРЕ КРИМИНАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ) 62
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ТЕНДЕНЦИИ ДЕГУМАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА И ВОЗМОЖНОСТИ
ПРОТИВОСТОЯНИЯ им
1. Деструктивизм. Проблемы смерти и исхода 102
2. Проблема человека в современной кинодраматургии 118 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
БИБЛИОГРАФИЯ 155
ФИЛЬМОГРАФИЯ
165
ВВЕДЕНИЕ
Нынешняя эпоха в жизни нашей страны - это время великих общественно-политических потрясений,
трансформации ее уклада, формирования новых представлений и ценностей. Безусловно, что нынешнее время это и новый этап в истории развития отечественной культуры и отечественного кинематографа как части этой культуры.
Кинематограф всегда подвергается тем же болезням и реакциям, что и сама действительность. Разрушение империи, разрушение, которого никто не предвидел, глубоко потрясло людское мировоззрение. Оно имеет как созидательные, гак и деструктивные последствия. К числу последних можно отнести смятение умов , неспособность интеллектуальной элиты осмыслить возникновение новой универсальной реальности в мире. Переход от черно-белой гаммы социального мышления («наши - не наши») к новой картине социума, где все правы и все неправы одновременно, где процессы трансформации затрагивают сами основы бытия, где понятие прогресса предельно снижено - все это требует от интеллектуалов нового мышления.
Сегодня кинопроцесс вцело м перестал быть
упорядоченным, логичным. Прежде он представлял
определенную целостность, складывающуюся в силу так или иначе упорядоченного художественного сознания, опиравшегося, в свою очередь, на упорядоченную систему ценностей. «Опоры рухнули, целостность распалась и мы получили раздробившийся на мелкие ручейки, разбившийся
16
для определенного возраста, начинал выглядеть куда более серьезно, ибо был направлен не столько против родительской опеки, категоричной власти учителя, сколько против этики, морали, всего уклада жизни.
Кинодраматурги, интуитивно чувствуя это, меняли свой язык. В фильмах конца восьмидесятых, адресованных
молодежи и повествующих о молоды _ ззные жанрово- у 7 стилевые модели, разный уровень осмысления действительности. Но их, при всей несхожести, несомненно роднит одно - утверждающаяся в кинематографе стилистика гиперреализма.
Вводимый нами термин гиперреализм является здесь рабочим термином, почерпнутым из многочисленных публикаций в периодической печати. Под гиперреализмом понимается желание разглядеть реальность через, своего рода, увеличительное стекло. Это сверхнатуралистичность повествования, основанная на обязательной идентификации экрана и действительной жизни. При столь скорпулезном рассмотрении реальности, непременным является присутствие пафоса разоблачительства и желание шокировать зрителя.(Отметим, что желание ввести зрителя в шок становится одной из характерных черт кинодраматургии данного периода).
Картины, где стилистика гиперреализма выражена особенно ярко, подчеркнуто публицистичны. Особенно это касается рассматриваемых здесь фильмов о молодежи.
Чрезвычайно интересна у авторов тех лег зоркость наблюдения за духовной жизнью молодого человека. Авторы гак называемых «молодежных картин» конца восьмидесятых, часто обращаются к приемам документализма, привлекая зрительское внимание достоверностью происходящего на
\Г,
17
экране (своего рода воспроизведение на экране « жизни как она есть»).
И это не случайно. Молодежного героя восьмидесятых практически нет ни в литературе, ни в театре. Впереди, конечно, шла журналистика, активно осваивая молодежную тему. Кинодраматурги взяли на вооружение все , что было уже добыто отечественной журналистикой того периода. В основном, это были факты скандального характера, разоблачающие ту деформированную среду, в которой выросли юноши и девушки.
Гиперреализм или, как его еще называюг,«жестокий реализм», почерпнутый из газет и с экранов телевизоров, напрочь разрушил предыдущие стереотипы ««нормативного героя». Новые конфликты, несомненно подчерпнутые из жизни, меняют характер сюжета, принципы характеристики героя. Однако попытки увидеть героя не дидактическим примером, а реальной личностью со всей ее психологической сложностью не всегда увенчиваются успехом. От дидактики уходят, но к психологическому анализу приходят не всегда и не все.
Радикальная смена героя и пересмотр самой концепции героического начинается, прежде всего, с молодежного героя, ибо социальная ситуация, связанная с ослаблением власти государства, выдвинула на первый план бурно самоутвер ж дающегося подростка, подвергающего ревизии нравственные и идеологические основы мира взрослых.
Кинематограф конца восьмидесятых переходит к непосредственному конфликту «отцов и дегей».
Прежде в центре проблемного фильма оставались, чаще всего, конфликты и задачи зрелых людей. Рядом с ними
- Київ+380960830922