Оглавление
Глава 1.
Глава 2. Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.
Введение
Охрана морской среды при освоении морских нефтегазовых месторождений (литературный обзор).
1.1. Основные факторы отрицательного воздействия нефтегазодобывающей деятельности на морскую экосистему при работах на шельфе
1.2. Влияние нефтегазодобывающей деятельности на состояние биологических сообществ Каспийского моря.
1.3 Законодательная и нормативная база в области охраны окружающей среды при освоении морских нефтегазовых месторождений.
Обьект и методы исследований
Соврехменное состояние абиотических и биотических факторов экосистемы шельфа Северного Каспия в районе исследований.
3.1. Гидрохимическая и ^охимическая характеристика.
3.2. Микроценозы, фитопланктон, зоопланктон и бентос.
3.3. Ихтиопланктон
Оценка влияния нефтяных углеводородов на компоненты биоты экосистемы Северного Каспия.
4.1. Влияние нефти на зоопланктон, первичную продукцию и растительные пигменты фитопланктона Северного Каспия.
4.2. Уровень накопления нефтяных углеводородов в рыбах
4.3. Оценка токсичности вод Северного Каспия методами биотестирования
Особенности охраны природной среды Северного Каспия при проведении поиска, разведки и добычи нефтяных углеводородов.
3
Глава 6. Программа ведомственного экологического контроля
нефтегазодобывающей деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» на 132
Северном Каспии.
Заключение 145
Список литературы 150
Приложение 170
18
случая серьезных аварий на морских трубопроводах [Haldane et al., 1992]. Одна из крупнейших аварий последних лет произошла в 1990 г. у берегов штата Нью-Джерси (США), где в результате повреждения подводного нефтепровода в прибрежные воды вылилось около 2 тыс. тонн нагретой нефти [Burger, 1994; Патин, 1997].
Подобные аварии происходили и на Каспии. По материалам Коллегии Миннефтепрома (1990) на шельфе Каспийского моря в то время эксплуатировались 84 морские платформы и 141 км эстакад, построенные до 1966 г. Обследованию с помощью приборов дефектоскопии не подвергался ни один объект МП за всю историю отечественной морской нефтегазодобычи. Как следствие, аварийность на каспийских МП выше, чем на аналогичных объектах в мире.
Помехи и ограничения для судоходства и особенно для рыбопромыслового флота являются очевидным следствием нефтепромысловой деятельности на шельфе [Патин, 1997]. Это прежде всего отчуждаемые акватории при установке буровых платформ, ограничения, связанные со строительными и транспортными операциями в районах освоения морских нефтегазовых месторождений. Перечень ограничений определяется главным образом следующими мероприятиями: введением охранных зон, полностью закрытых для судоходства, радиусом 500 -1000 м вокруг каждой разведочной и эксплуатационной платформы; прокладкой на морском дне трубопроводов, в охранной полосе вдоль трубопровода запрещается постановка судов на якоря и траловый лов рыбы; установкой на дне донных устьевых комплексов и конструкций для фиксации и оконтуривания устьев законсервированных скважин после разведочного бурения; взмучиванием воды при проведении строительных работ.
Контроль воздействия на морскую среду при разработке нефтегазовых месторождений осуществляется в мировой практике по двум основным направлениям (Израель, 1984; Патин, 1988, 1997; Лукьяненко, 1994). Одна группа нормативов регулирует качественный и количественный состав
19
поступающих в морскую среду сбросов. Вторая группа нормативов определяет допустимые уровни загрязнения морской среды иили других параметров биоты.
Действующие сейчас в США ограничения при сбросе в море отходов бурения включают в себя следующие основные требования: отсутствие в сбросах нефти и нефтепродуктов в концентрациях, превышающих установленные нормы; ЛК50 при биотсстировании образцов отходов в течение 96 часов не должна быть ниже 30 г/кг; ограничение на содержание ртути и кадмия в баритовых основах буровых растворов; запрет сброса отработанных буровых растворов и бурового шлама, загрязненных дизельным топливом; запрет сброса жидких и твердых буровых растворов на расстоянии ближе 3 миль от берега (Neff,1993). В некоторых странах сбросы отходов морской нефтедобычи не подлежат регулированию. В мировой практике стандарты различных стран допускают сброс отходов морского бурения с содержанием нефти в таких сбросах в пределах 7-100 мг/л. В последние годы намечается тенденция к ужесточению норм. В США намечается переход от средней допустимой концентрации нефти в 48 мг/л к нормативу не более 7 мг/л (Neff,1993). Аналогичные тенденции к ужесточению нормативов наблюдаются во многих странах. В Норвегии допустимое содержание нефти при сбросе в море пластовых води буровых шламов снижено до 25мг/л и 10 г/кг вместо нормативных уровней 40г/л и 100г/кг, предусмотренными международными соглашениями (Gramme, 1991). На практике нормирование уровня содержания нефтепродуктов в сбросах с платформ определяется технологическими возможностями и не имеют экологического обоснования. Нормирование содержания тех или иных веществ в водной среде основывается на проведении тех или иных биологических тестов, которые достаточно обьсктивно регламентируют их допустимые концентрации. Однако отсутствует единая методология такого нормирования, что приводит к разбросу результатов и соответствующих стандартов и норм. В США стандарты качества водной среды по показателю содержания нефтяных углеводородов, принятые в разных
- Київ+380960830922