2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................5
1.АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЭКОЛОГИЧНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА.....................................................11
1.1 Оценка влияния автомобильного транспорта на атмосферу промышленных городов.............................................................11
1.2 Анализ факторов, определяющих экологичность автомобильного транспорта ..................................................................16
1.2.1 Основные факторы, определяющие токсичность отработавших газов двигателей внутреннего сгорания автомобилей.............................16
1.2.2 Анализ факторов, влияющих на окружающую среду в процессе обеспечения работоспособности автомобильного транспорта.......................22
1.3 Характеристика качественного и количественного состава отработавших газов автомобильного транспорта.........................................24
1.4 Анализ критериев оценки экологического неблагополучия территории
по состоянию воздушной среды............................................27
1.5 Анализ исследований по влиянию вредных выбросов на состояние здоровья населения....................................................... 34
1.6 Выводы по первой главе и выбор направления исследования.............40
2. ОЦЕНКА РОЛИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОЗДУХА ГОРОДА ОРЕНБУРГА................................................42
2.1 Оценка выбросов отработавших газов от автомобильного транспорта Оренбуржья..............................................................42
2.2 Климатическая характеристика городской территории...................46
2.3 Геологическая характеристика городской территории...................51
2.4 Исследование тенденции загрязнения атмосферного воздуха в Оренбуржье..52
2.5 Выводы по второй главе..............................................60
3
3 ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ..................................61
3.1 Разработка параметров оценки экологичности отработавших газов
автомобильного транспорта................................................ 61
3.20бщис и частные методики проведения экспериментальных
исследования.............................................................64
3.2.1 Характеристика стенда и методика проведения экспериментальных исследований.............................................................. 64
3.2.2 Частные методики определения концентрации примесей в отработавших газах автомобиля..............................................68
3.2.3 Методика обработки и анализа результатов экспериментального исследования............................................................. .69
3.3 Выбор характеристик, определяющих режим работы двигателей КамАЗ-740..................................................................71
3.4 Оценка объемной скорости формирования отработавших газов автомобиля марки КамАЗ-5320................................................74
3.5 Характеристика автомобилей КамАЗ-5320, как источник выбросов примесей в атмосферный воздух.................................................78
3.6 Комплексная оценка экологичности двигателя в различных режимах эксплуатации...............................................................94
3.7 Выводы по третьей главе................................................99
4 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И ПЕРИОДИЧНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ -5320.......................................100
4.1 Выбор путей управления экологичностью автомобилей.....................100
4.2 Исследование взаимосвязей между экологическими выходными характеристиками двигателя и износом его узлов и агрегатов................104
4.3 Влияние топливной аппаратуры на экологические показатели
двигателя............................................................... 112
13
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» определяет меры организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Он - основа формирования и укрепления экологического правопорядка, обеспечения экологической безопасности страны.
Однако, кроме прямого загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом, есть косвенное загрязнение, которое связано с изготовлением и эксплуатацией автомобилей [38]. На поддержание работоспособности всех видов техники требуется 25% производимых черных и 20% цветных металлов, на эти цели используется 25% станочного парка. Снижение потребления материальных ресурсов - составная часть природосбережения. Сведения о величине выбросов некоторых веществ при производстве основных конструкционных (металла, пластмасс, резинотехнических изделий) и эксплуатационных материалов (топлив и масел) [37] оценивают по величине удельных показателей, то есть по объемам выбросов, отнесенных к единице массы производимого материала. Так, при производстве одного килограмма стали, чугуна, алюминия, меди, свинца, сурьмы, пластмасс и резины, бензина, дизельного топлива и моторных масел они составляют соответственно 546,6; 3,82; 9,24; 9,12; 4,95; 552,3; 3,59; 2,53; 35,9 г/кг вредных веществ и аэрозолей. Одновременно расходуется кислород воздуха, а также выбрасываются отработавшие газы (ОГ), большую долю в которых по массе составляет диоксид углерода, который в совокупности с другими химическими веществами препятствует излучению теплоты с земной поверхности в космическое пространство, что приводит к повышению средней температуры атмосферы (парниковый эффект) [37]. Выбросы диоксида углерода при производстве вышеуказанных материалов составляют: 1898,7; 1705,2; 764,4; 676,2; 3550,0; 8607,02; 695,5; 489,6; 6955 г/кг соответственно.
На рисунке 1.1 показана схема взаимодействия двигателя с окружающей средой при его производстве и эксплуатации.
[дискомеогт ]
КС44(Т7>ХЦ|К»**«
СТАЛ
ЧУ ГУМ
12«!
УМ
14*
22.15
ЧШ5
ПЛАСТ
МЛССЬ!
«45
»И
•Л>
*7
И?
В1ШРЛИИЯ
окглодиклмкчккос
воздействие
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ
ПОЛЯ
СО-20 ,.2Унпл. Т04М
ТЯЖ. МЕТАЛЛЫ • 13
ТЕЛТОТА
АЭЮ2ЮЛИ
СО,.2М...230кш :сш
ТЯЖЕЛЫЕ
металлы
ПОТРЕБЛЕНИЕ
го.гтиви
МАСЛО
ЮКГ.ТОТА
соединения серы
40 100 т: ЛИКТЕНОВАНИР.
МЕТАЛЛ ( ( ШП&Ж МУСОР
ийлочи
атпифриз
1 УТИЛИЗАЦИЯ I
КС44СтХ10К»**«
ЖИ/'ЛГТАЦЖЮШГ
СТАЛ
ЧУ ГУМ
12421
УМ
14*
22.15
чин
ПДАСТ МЛССЬ! 441
»И
1.1»
X?
п?
к*
иг».и
44 ’4 71.0 044 15211 41711
ТЕХНОГЕННОЕ ВОЗДЕЯСТЕ5ИЕ НА САЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ СОЗДАНИИ АВТОМОБИЛЯ
• 3...2.5 мда. таш
дш тел.
л**:.
НУ 55.»
ю/ М54
1044 150
144 т
*4* к;
ИМ ни
лчк*а>лм
<л
со
см
*о.
ОЫВРОСЫ.гкг
Рисунок* I I Схема взаимодействия двигателя с окружающей средой при его производстве и эксплуатации
- Київ+380960830922