2
Оглапленне
Впслсние ....................................................4
Глава 1. Анализ современного технического состояния нефтепроводов Западной Сибири и факторов, определяющих их экологическую безопасность при реконструкции............................ 11
1.1 Экспертная оценка технического состояния и экологической безопасности нефтепроводов Западной Сибири........................11
1.2 Анализ факторов, определяющих экологическую безопасность реконструируемых нефтепроводов....................................21
1.3 Исследование функциональной связи параметров надежности и экологической безопасности нефтепроводов........................46
Выводы по главе 1.......................................... 49
Глава 2. Экологическое сопровождение реконструкции магистральных нефтепроводов.............................................50
2.1. Природные условия и факторы техногенного воздействия при реконструкции нефтепровода........................................50
2.2 Методика оценки воздействия реконструируемого нефтепровода на природную среду.............................................71
2.3. Натурные исследования трассы реконструируемого нефтепровода..............................................................75
2.4. Нормативно-правовая регламентация процесса реконструкции нефтепровода......................................................76
2.5. Ландшафтно-экологическое картографирование трассы нефтепровода...........................................................83
Выводы по главе 2...........................................91
з
Глава 3. Оценка экологическою рискай разработка защитных мероприятий при реконструкции нефтепроводов......................93
3.1. Общие положения........................................93
3.2. Факторы экологического риска...........................95
3.3. Оценка экологического риска реконструируемою нефтепровода с учетом специфических условий Западной Сибири ( животного и растительного мира )............................................101
3.4. Мероприятия по зашите окружающей среды на трассе магистрального нефтепровода.........................................121
Выводы по главе 3..........................................121
Глава 4. Эколого-экономическая оценка эффективности реконструкции нефтепроводов и внедрение результатов в практику производства работ.....................................123
4.1. Инженерно-экологический мониторинг....................123
4.2. Эколого-экономическая оценка эффективности реконструкции нефтепровода....................................................129
4.3. Результаты внедрения..................................134
Выводы но главе 4..........................................134
Заключение ................................................135
Основные выводы по диссертации.............................137
Литература ................................................139
Приложения ...............................................1-57
19
Оставшиеся участки Южный Балык-Салым и Салым-Демьянское самые сложные на нефтепроводе. Планируется завершить работы на них до 2002 г.
Даже в щадящем режиме, когда нефтепровод имеет загрузку 40% от проектной, на переконструируемых участках происходят отказы ( аварии).
Экспертная оценка технического состояния нефтетранспортной системы Западной Сибири позволила сделать вывод о необходимости принятия неординарных мер для поддержания магистральных нефтепроводов в нормальном эксплуатационном режиме, так как традиционные методы обеспечения надежности и предупреждения аварийности исчерпали свои возможности.
В отличие от вновь строящихся реконструкция нефтепровода проводится в коридоре действующего трубопровода на расстоянии 13-15 м. Этот фактор является важным в течение всего цикла проведения работ при оценке экологического воздействия на природную среду.
Существенное влияние на техническое состояние нефтепровода оказывают условия прохождения трассы.
На рис. 1.2 представлена зависимость количества отказов на нефтепроводе Усть-Балык-Омск от условий прохождения трассы, из которого следует, что аварийность обусловлена сложностью условий трассы, низком несущей способностью грунта и его агрессивностью по отношению к материал)' труб.
Уже при 10% заболоченности трассы в проектах реконструкции должны быть предусмотрены мероприятия по снижению экологического риска
Экспертная оценка технического состояния нефтепроводов Западной Сибири показала, что из-за длительных сроков эксплуатации их экологическая безопасность резко снизилась.
Злчім ісННОСТЬ'-
•у '///// '
□ число отказов
□ % заболоченности
Рис. 1.2. Зависимость количества отказов нефтепровода Усть-Балык-Омск от условий прохождения трассы
- Київ+380960830922