ОГЛАВЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Введение
Глава I. Концептуальные основы и научное отображение хода модернизации и поел модернизации экономических систем.
1. Зарождение процесса модернизации экономических систем в недрах западной цивилизации и осмысление феномена модернизации в науке и философии.
2. Эволюция теории модернизации с 1950-х гг. до наших дней. Современное понимание экономической модернизации.
3. Возможности расширения и углубления процесса постмо-дернизации общества и экономики.
4. Понятие экономической системы. Некоторые принципы функционирования экономических систем на примере США, Японии и бывших социалистических стран.
Глава II. Типология развития мирового процесса модернизации экономических систем.
1. Механизмы распространения модернизации.
2. Ход органичной модернизации в странах первого эшелона развития рыночной экономики.
3. Неорганичная (заимствованная) модернизация в странах второго и третьего эшелонов развития рыночной экономики.
4. Показатели хода и результатов экономической модернизации.
Глава III. Особенности протекания модернизации экономических систем в странах и регионах мира.
1. Органичная модернизация высокоразвитых стран мира.
2. С тремительная модернизация в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.
-3-
3. Характер модернизации экономических систем в государствах Латинской Америки. 113
4. Многократные попытки экономической модернизации в России. Модернизация в странах СНГ. 122
5. Особенности прохождения модернизации в странах Центрально-Восточной Европы. 143
6. Африка: возможные пути модернизации. 147
Заключение. 151
Приложение. 155
Библиография. 187
- 18-
европейцев привели к зарождению органичной модернизации в этом регионе. Такая модернизация вылилась в создание капиталистического производства, в основу которого было поставлено стремление к максимизации прибыли посредством сокращения издержек, оптимизации трудовых операций и управления в рамках разделения труда в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Несмотря на различия во взглядах между учеными, всем очевидно, что именно Европа и Северная Америка в последние 200-300 лет сделали мощнейший рывок вперед в социально-экономическом развитии, навязав остальному миру свои условия игры.
2. Эволюция теории модернизации с 1950-х гг. до наших дней.
Современное понимание экономической модернизации.
Теория модернизации сложилась в 1950-1960 гг. в западной обществоведческой мысли в рамках универсалистских теорий социального изменения и развития. Теоретики модернизации пытались выявить закономерности огромного комплекса социально-экономических, политических и культурных изменений, происходящих в разных странах мира, вычислить дальнейшие перспективы развития, дать всесторонние советы и рекомендации отстающим странам.
Характерной и отличительной чертой ранних теорий модернизации (1950-1960 гг.) был универсализм, т.е. развитие общества они рассматривали как всеобщий универсальный процесс, имеющий одни и те же закономерности и этапы (стадии) для всех стран и народов мира. Универсализм и западо-центризм ранних теорий модернизации уходит корнями в идеи Э.Дюркгейма о движении общественных формаций от "неорганической солидарности" к " органической солидарности", Г.Спенсера о трансформации общества от состояния "неенлоченной однородности" к состоянию "сплоченной разнородности", М.Вебера о созидательной функции протестантской трудовой этики капитализма.
• 19-
Идейно-методологической основой ранних теорий модернизации были функционализм и неоэволюционизм, а также технологический детерминизм. Считалось, что все страны, независимо от их географического положения, социокультурных особенностей, истории развития преодолевают путь от традиционного общества к современному (по сути западному) одним и тем же путем. Следовательно, наука должна сконцентрироваться на разработке параметров этого пути, определять скорость развития стран, силы, способствующие и препятствующие развитию самих западных обществ и незападных обществ но западному образцу [Т.Парсонс, Н.Смелсер, Д.Лернер, С.Липсет, Р.Арон, У.Ростоу и др. по Старостину, 1981].
Технологический детерминизм выводил развитие человечества из прогресса технологии и экономики, ведущего к всемирному благоденствию и решению всех социальных проблем. Считалось, что этот прогресс размывает социокультурные особенности разных стран, диктует каждому обществу свои требования. Р.Арон писал, что в экономическом и социальном плане на всех широтах все страны всех рас претендуют на то, чтобы видеть одну и ту же цель под именем сходных в своей основе ценностей [Aron, 1966 ].
Специалисты по проблемам модернизации в своих исследованиях широко использовали идеи культурного диффузионизма. Согласно нему в мире существуют ядра культуры, из которых культура распространяется в другие общества в результате культурного обмена, торговли, иногда как следствие этнических миграций и даже войн. Ядром культуры XX в. бесспорно считался Запад, а страны и народы, наименее приобщенные к европейским и североамериканским ценностям, считагись, соответственно, наиболее отсталыми [Black, 1966, Apter, 1967].
Теоретики модернизации выясняли, как и насколько общества соответствуют "идеалу" - индустриальному западному обществу. Сочетая технологический подход и дихотомию "архаичность-современность", они объясняли, как страны Азии, Африки и Латинской Америки, используя западные технологию и капитал, перенося на свою почву западные общественные и по-
- Київ+380960830922