Вы здесь

Взаимодействие регионов как фактор укрепления российской государственности

Автор: 
Поликарпова Татьяна Владимировна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2000
Артикул:
1000268792
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Раздел I. ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ:
ТРАНСФОРМАЦИЯ И РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ 15
Раздел II. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ:
НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ 61
Заключение 113
Список использованной литературы
120
3
Введение
Современная российская государственность находится в той стадии, когда резкая смена общественно-политических и экономических отношений привела к кризису, прежде всего, социальной и бюджетно-финансовой систем, а слабая степень развитости политических и законодательных отношений - к возможностям развития центробежных сепаратистских отношений с центром.
В неравных условиях оказались регионы страны, они обладают различными правовыми, экономическими, географическими возможностями, по-разному взаимодействуют с федеральным центром. В конечном счете, это привело к тому, что развитие федералистских основ российской государственности находится в настолько неопределенной ситуации, что ставится под сомнение сама возможность конструктивного усиления роли государства, включая и практическое осуществление этой идеи в повседневной практике реформ. Как следствие, «парад суверенитетов», разрыв социально-экономических связей между субъектами Федерации, ослабление российского государства в целом.
В тоже время расширение самостоятельности регионов, рост их влияния в жизни страны - закономерный процесс, веление времени, инициированное процессом перехода к гражданскому обществу и правовому государству. Так называемая регионализация — существенная характеристика политической жизни
посткоммунистической России. В отечественной и зарубежной научной литературе указываются все те же причины, обусловливающие этот
12
механизма взаимодействия частей и целого, учета специфических потребностей субъектов Федерации, последовательно отражала бы общие интересы регионов страны. Эта реформа требует серьезной теоретической, юридической и политической обоснованности. Первый этап (подготовительный) должен быть посвящен выявлению реальных противоречий и проблем во взаимоотношениях Центра и регионов (субъектов Федерации)
4 Одним из основных кризисных противоречий является проблема власти - федеральной и региональной. Именно нестабильность ее в центре и на местах не позволяет до сих пор обеспечить устойчивое развитие федерально-региональных отношений, прежде всего законодательных, как фундамента правового федерализма. Данное явление отягощено наследием прошлых догм и порой поспешными шагами современных федеральных и региональных властей
5 Анализ современного состояния Российской Федерации с точки зрения реализации провозглашенных в ее Конституции принципов федерализма дает основание полагать, что она находится в начальной стадии строительства федеративных отношений. Для того чтобы этот процесс пошел по пути раскрытия всех преимуществ этой формы государственно-территориального устройства, способного привести Россию к экономическому процветанию и гарантиям демократических свобод, требуется, наряду с дальнейшей теоретической разработкой принципиальных положений российского федерализма, государственная, научно разработанная долговременная региональная политика, призванная создать соответствующие экономические, политические, правовые основы в регионах, с учетом активной роли самих регионов.
6.Имея в виду тот факт, что Российская Федерация представляет собой весьма многочисленное по составу ее субъектов государство с
13
ярко выраженными элементами ассиметрии, важное место в федеральной региональной политике должны занять вопросы, связанные с развитием и укреплением самостоятельности регионов, что основано на исторических традициях их социокультурной самоценности; национальных особенностях; специфики управления, сохранении и развитии экономического потенциала; наличии самостоятельной политики региона.
7.Доминирующей характеристикой современной российской политической системы становится стратегия сотрудничества непосредственно между регионами, базирующаяся в первую очередь на экономических основаниях. В рамках межрегиональных интеграционных процессов оформляются широкие горизонтальные региональные коалиции в форме межрегиональных ассоциаций, которые сегодня можно рассматривать не только с точки зрения серьезного перераспределения ресурсов, но и с точки зрения непосредственного влияния на совершенствование российского федерализма, а в перспективе на возможное реформирование административно-территориального устройства самого государства.
8. Укрепление Российского государства - комплексная проблема, включающая в себя необходимость правового усиления центральной власти, внедрения бюджетного федерализма, обеспечения реального равноправия субъектов федерации - регионов страны, взвешенной региональной политики, усиления всестороннего взаимодействия регионов во всех сферах общественной жизни.
Научно-практическая значимость проведенного исследования заключена в самой постановке проблемы, так как под таким углом зрения политическое функционирование регионов в отечественной политической науке еще не исследовалось.