Вы здесь

Роль семьи в социализации инвалидов подросткового возраста : На примере Красноярского края

Автор: 
Иванова Ольга Юрьевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2004
Артикул:
274550
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................... 3
«
Г лава 1. Теоретико-методологические аспекты социализации 14
1.1. Социализирующая функции семьи........................ 25
1.2. Социологическая характеристика семьи как этапа первичной социализации.................................... 39
Глава 2. Социализация инвалидов подросткового возраста в
общей системе социализации детей-инвалидов...................... 58
2.1. Социальный портрет подростка-инвалида................ 63
2.2. Особенности социализации подростков-инвалидов 76
2.3. Социальные технологии социализации инвалидов подросткового возраста в семье............................ 88
2.4. Модель процесса социализации инвалидов подросткового возраста................................... 102
Заключение................................................... 113

Список литературы и использованных источников................ 120
Приложения..................................................... 133
«»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Социализация инвалидов является важнейшей общественной проблемой. Это предполагает необходимость обращения к теме инвалидности как к социальной проблеме и к исследованию возможностей (ограничения возможностей) социального функционирования человека, его связей с социумом, с ближайшим окружением, определения его места в социальной сети.
Медицинский аспект проблемы инвалидности требует анализа состояния здоровья, учета степени нарушения психофизиологических функций организма, и с этой точки зрения инвалидность является объектом изучения медицины.
Социальный аспект проблемы инвалидности ставит вопросы исследования возможностей (ограничения возможностей) социального функционирования человека, его связей с социумом, с ближайшим окружением, определения его места в социальной сети.
Было бы нелогично противопоставлять эти аспекты изучения инвалидности по той лишь причине, что они тесно связаны, что социальное функционирование, его ограничения вытекают непосредственно из ущербности психофизиологических функций организма человека.
На пути возвращения инвалида в социум, его интеграции в общество используются разнообразные методы реабилитационного воздействия медицинского и социального характера. При рассмотрении реабилитационных мер социального содержания возникают вопросы не только понятийного, но и сущностного характера.
В этой связи заслуживает внимания обсуждение соотношений таких социальных процессов, как социальная реабилитация, социальная адаптация,
реабилитологов, и будут способствовать выработке действенных мер социальной помощи подросткам-инвалидам и их родителям.
Положения, выносимые на защиту
1. Социализирующая роль семьи инвалида подросткового возраста затруднена изменениями личности возрастного характера и влиянием инвалидизирующего заболевания.
2. Социализация инвалидов подросткового возраста рассматривается с учетом их психофизиологических и психологических особенностей.
3. Социализация инвалидов подросткового возраста в семье предполагает социальное развитие, формирование личности подростка, выработку мотивации деятельности, развитие коммуникативных навыков.
4. Технология социализации подростков-инвалидов в семье предполагает необходимость формирования их способностей к взаимодействию с обществом и более надежной социальной интеграции.
5. Модель процесса социализации подростков-инвалидов основана на признании подкрепления семьи социально-средовыми факторами (сверстники, родственники, работники учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты).
Апробация работы
Основное содержание диссертации было обсуждено на заседании кафедры социологии и социальной работы Московского Государственного университета сервиса.
Результаты исследования были использованы автором в выступлениях на:
- Международном форуме «Взрослые - детям» Счастливые дети -достоинство страны» 24 апреля 2002 г., г.Москва.
- XI общероссийском форуме «Здоровье России и Биологическая обратная связь» 6-13 октября 2002 г., г.Сочи.
- Краевой научно-практической конференции «Стратегия развития института семьи в Красноярском крае» 24-25 марта 2003 г., г. Красноярск.
- Краевой межведомственный коллегии «Внедрение инновационных технологий для совершенствования деятельности системы социального обслуживания семьи и детей. Теория и практика. Проблемы и пути их решения» 27 ноября 2003 г., г.Красноярск.
- Конгрессе «Российская семья» 26-27 февраля 2004 г., г.Москва.
- IV Ассамблеи российских деловых кругов «Женщины - лидеры новой России. Социальная ответственность бизнеса» 2-3 марта 2004г., г.Москва.
Отдельные положения и выводы диссертационного исследования внедрены в практику деятельности учреждений системы социальной защиты населения по работе с семьей с детьми-инвалидами Красноярского края. Изданы методические рекомендации для социальных работников, педагогов, психологов, медицинских работников. Материалы диссертационного исследования используются в педагогической работе автора в кадровом центре «Сосна» при администрации Красноярского края для муниципальных и государственных служащих.
Материалы диссертации изложены в 8 научных публикациях общим объемом 6 п.л..