2
Оглавление
Введение...................................................................4
Глава 1. Исторические особенности архитектурной организации жилой среды малоэтажного дома в России
1.1. Понятийный аппарат исследования...................................14
1.1.1. Жилая среда малоэтажного дома, как объект исследования 14
1.1.2. Общие приемы взаимосвязи архитектурной формы и природного ландшафта............................................................19
1.2. Интерьер и ландшафт в дворянских усадьбах России IX -
начала XX века (на примере Москвы и Казани).........................28
1.2.1. Самобытные особенности архитектурной взаимосвязи усадебного жилища и ландшафтной среды в IX -
первой половине XVII века.......................................28
1.2.2. Влияние европейских стилей на облик усадебной жилой
среды в XVII - XX веках.........................................42
Выводы по главе 1......................................................86
Глава 2. Единство жилого объема и природной среды - как основы
архитектурных концепций Запада во второй половине XX века
2.1. Своеобразие жилой среды малоэтажного дома в зарубежной архитектурной практике.................................................87
2.1.1. Особенности организации интерьера малоэтажного дома и окружающего ландшафта в органичной архитектуре, неомодернизме и минимализме во второй половине XX века 87
2.1.2. Развитие взаимосвязи жилого объема и ландшафта в рамках архитектурных концепций постмодернизма, хай-тека, деконструктивизма...................................................103
2.2. Футуристическая концепция формирования жилой среды малоэтажного дома.....................................................119
2.2.1. Общие представления о будущем малоэтажной жилой
3
архитектуры во второй половине XX века.......................119
2.2.2. Футуристические модели включения элементов
ландшафта в состав малоэтажного жилого дома..................125
Выводы по главе 2..................................................127
Глава 3. Комплексный подход к среде обитания
3.1. Особенности формообразования жилой среды малоэтажного дома... .129
3.1.1. Комплексный подход - как основа формирования
жилой среды..................................................129
3.1.2. Последовательность формообразования жилой среды малоэтажного дома..................................................135
3.2. Особенности композиционной организации жилой среды малоэтажного дома...................................................138
3.2.1. Композиционные принципы взаимосвязи интерьера
и ландшафта малоэтажного жилого дома.........................138
3.2.2. Модели создания жилой среды малоэтажного дома..............152
Выводы но главе 3..................................................156
Заключение.............................................................158
Библиографический список использованной литературы.....................163
18
курортного комплекса Блюмау Ф. Хундервассер также создает необычную жилую среду, в основе которой лежит идея холмистого жилого ландшафта на крыше домов. Британский дизайнер Джон Брукс рассматривает прилегающий к дому ландшафт, как жизненную среду, непосредственно взаимодействующую со зданием, “вытекающую” и “втекающую” в него [105, 16]. Поэтому, жилой ландшафт - это часть природного или городского ландшафта, преобразованная человеком для жилья. Как элемент жилой среды малоэтажного дома, он представляет собой открытое пространство непосредствешю рядом с домом (палисадник, сад, парк и т. д.), на фасаде дома (сад на крыше) или внутри его (зимний сад, «зеленая» комната, оранжерея, «малый сад»). Однако, говоря о взаимосвязи интерьера малоэтажного дома и ландшафта, не следует ограничиваться только близлежащим приусадебным участком, поскольку естественный природный ландшафт в виде рек, лесов, полей, лугов и т. д., также влияет на создание гармоничной жилой среды.
Таким образом, на основании изученных материалов впервые сформули-
\ .
ровано определение «жилая среда малоэтажного дома» (см. Схема 1). Жилая среда малоэтажного дома, как часть архитектурной среды, представляет собой, во-первых, последовательную систему взаимосвязанных пространств различного назначения в рамках жгло го объема (интерьер), во-вторых, благоустроенный приусадебный участок («жилой ландшафт») и, в третьих, га предметное наполнение. Данные элементы, как непосредственные составляющие жилой среды малоэтажного дома, представляют собой элементы первого уровня. Кроме этого, природный (или городской) ландшафт, как вид из окна или с определенной точки участка также влияет на степень комфорта человека и должен рассматриваться как элемент второго уровня.
Жилая среда малоэтажного дома, как целостность во многом предопределяет способы и формы человеческой жизнедеятельности, выступает специфическим регулятором человеческих отношений, транслятором норм поведения и культуры. В основе создания жилой среды, как предметно-пространственного
19
мира, находится стремление создать некий идеальный образ, воплощающий все накопленные знания. Поэтому возникает необходимость в выработке композиционных принципов взаимосвязи элементов жилой среды.
1.1.2. Общее приемы взаимосвязи архитектурной формы и природного
ландшафта (см. Таблица 1)
Специфика архитектуры заключается во множественности и противоречивости ее элементов, что, по мнению Я. Д. Гликина, придает архитектурной гармонии, как сложной иерархической системе, ведущую эстетическую роль. Слова Ле Корбюзье о том, что гармония - это синтетическое понятие, подтверждают это высказывание [20, 15]. Изучению понятия архитектурной гармонии посвящено большое количество научных работ. В общем значении архитектурная гармония определяется как соответствие, единство, целостность, равновесие, равномерность, соразмерность и тождество частей и целого в композиции. А. В. Степанов считает, что гармоничность формы - это целостность композиции (плоскостной, объемной, пространственной и т. д.) и единство ее элементов. Поэтому необходимо выявить сложившиеся в научной литературе общие приемы взаимосвязи архитектурных и природных форм, как элементов композиции жилой среды, находящихся между собой в неразрывной связи и во взаимной соразмерности.
К ним, в первую очередь, необходимо отнести композиционный прием. В его основу А. В. Степанов [74, 52], Я. Д. Гликин [20, 3-11], П. Ш. Захидов [31, 13-17] ставят геометрическое соответствие и такие средства композиции, как тектоника, ритм (метр), симметрия (асимметрия), контраст (шоанс), пропорциональность, масштаб и т. д. В зависимости от их использования и сочетания формируется соотношение основного ядра и дополнительных элементов композиции не только в здании (принципы «изнутри - наружу» и «снаружи -внутрь»), но и при его соотнесении с природным ландшафтом (композиционные оси симметрии дворцово-парковых ансамблей).
- Киев+380960830922